Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Кэндо / Техника и методы обучения /
Техники кэндо основываются на овладении доведенными в своем исполнении до автоматизма базисными действиями, среди которых важное место занимает работа ног, что делает вполне корректной прямую стойку и позволяет телу и синаю двигаться в унисон друг с другом, а это придает атаке кэндоиста быстроту, точность и мощь. В обучении кэндо упор делается на тактическое построение наступательных действий, но без соответствующего духовного настроя, подкрепляющего эти сугубо механические стороны кэндо, сама техника вскоре теряет всякую осмысленность. Ки, иначе материальная сила, как она предстает в учении Чжу Си, лежит в основе такого духовного настроя. Это как раз ки, о котором ведет речь Цукахара Бокудэн при обсуждении понятия фудо-но сэйсин, иначе состояние "невозмутимого ума", которое выделил в качестве важной составной части жизни человека неоконфуцианец Койбара Эккэн, назвав это "жизненной силой". Такое представление о ки совпадает с учением школы Итто-рю о син-ки-рёку (душевные силы); здесь ки является "внутренней силой", посредством которой человек решает, что добро а что зло.
Согласование собственного ки с ки соперника, т.е. наличие ки-ай, характеризует хорошее [владение] кэндо. Ки-ай выражается в спонтанном проявлении "полного духа" мечника, что является необходимым условием истинного обучения. Ки-ай состоит из нераздельных и взаимодополняющих умственных и физических элементов, которые, объединяя все силы исполнителя, переплавляют их в живое действие, даже если сам исполнитель при этом остается неподвижен. Не следует думать, что ки-ай в кэндо проявляется всего лишь в пронзительном крике, издаваемом кэндоистами во время занятий. Использование слышимого ки-ай существенно помогает при обучении правильного исполнения приемов, ибо только в этом случае учащийся может наполнить себя достаточной степени концентрацией внимания, чтобы суметь дать выход всей своей духовной энергии и тем самым "подтолкнуть" свою физическую технику. Но ки-ай, идущий из чрева, а не из голосовых связок, может заставить потерять самообладание даже самого искусного мечника.
Асари Матаситиро из Наканиси-ха Итто-рю эффективно использовал ки-ай совместно с исполнением своего токуй вадза, иначе говоря коронного приема, цуки (выпада). Говорят, что ки-ай Асари выбивал из равновесия противника еще до того, как Асари совершал свой выпад. Однако кульминация ки-ай достигалась не шумом, а лишь тогда, как сказано в "Сунь-цзы", "когда действию, наконец, сопутствует тишина". Наиболее искусные кэндоисты способны умело распоряжаться своей техникой и достигают высочайшего уровня ки-ай, следуя этим путем, не прибегая постоянно к помощи голоса.
Концепции ёмэйгаку и дзэн-буддизма, включающие интуитивное знание, лежат в основе большинства методов обучения современному кэндо в Японии. Такая форма самодеятельных занятий содействует естественной форме обучения, тому, что дает глубокое познание предмета, которое невозможно обрести чисто рациональным подходом к обучению. Но методы обучения кэндо основываются на двух основных течениях мысли, где приоритетом пользуется либо теория, либо практика. Сасамори Дзюндзо, нынешний верховный наставни Оно-ха Итто-рю, в своем обучении прежде всего опирается на технику. Такано Косэй из Наканиси-ха Итто-рю отдает предпочтение тому, что сам именует методом риги иттай, иначе идеей о том, что теория и техника едины. Обучение кэндоистов Такано начинает с физических занятий. "Если вначале идет теория", - хамечает Такано, - "в знаниях кэндоистов будут присутствовать пробелы, что может пагубно сказаться на их развитии". Теория кэндо не очень-то полезна для начинающего; только "телесные жвижения", - говорит Такано, - "могут научить учащегося тому, как нужно владеть собственным телом".
Какари-гэйко, иначе "обучение атакующим действиям", является основным методом обучения кэндо, где более молодой занимается с более опытным, на котором отрабатывает свои удары. Более молодой выполняет приемы, не боясь ответных действий, но все его действия должны отвечать требуемым основным критериям. Какари-гэйко долженнастроить ум на выполнение атакующих действий и привести его в такое состояние, когда не довлеют над ним четыре зла: страх, сомнение, неподготовленность и беспокойство, мешающие свободному выражению действия. На их место должно прийти чувство уверенности, которое достигается посредством дзию рэнсю, иначе "свободных занятий". Ямаока Тэссю, искусный мастер школы Итто Сёдэн Мусо-рю, требовал от всех своих учеников усердно заниматься какари-гэйко, используя при этом синая, не уступающий по длине боевому мечу. Ямаока разрешил ученикам с менее чем трехлетним опытом обучения пользоваться иными, чем дзию рэнсю, методами тренировки, опасаясь, что преждевременное дзию рэнсю может уничтожить их индивидуальность.
Не секрет, что единственным ключом к успеху в современном кэндо являются усердные занятия. Все без исключения мастера своему прогрессу обязаны приверженности сюгё. Занятия кэндо включают элементы и умственного воспитания, но по существу это физическая дисциплина. Пожтому кэндоисты склонны отдавать предпочтение в своих занятиях физической стороне своей дисциплины. Как нельзя кстати это иллюстрирует Ямаока, не отличающийся богатырским телосложением, но чей организм в действительности был необычайно силен, такую силу он развил в себе благодаря неустанным занятиям субури, баззовыми упражнениями, где работа ног позволяет объединять в одно целое движения тела и удары синаем; Ямаока ежедневно обращался к субури, работая с довольно тяжелым боккэн. Он также в совершенстве владел удэ-дзумо, иначе армрестлингом. Ямаока гордился своим поразительным чувством, часто приглашал гостей попытаться столкуть его, стоящего на краю широкого окна, в сад. Друзьям казалось, что он, словно дерево, прирос к окну, и даже самый сильный из них не мог стронуть его с места.
1 2 3 4
: 726 В тему:
Техника Оямы
Новички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков. ...
|
Ходзи-ундо
Ходзи-ундо - специальные упражнения со снарядами для развития силы, мощности, точности, выносливости. С помощью Ходзи-ундо можно поставить технику каратэ с разрушительной эффективностью без нанесения вреда практикующему....
|
Основные элементы аттестационных экзаменов
Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Федерации Айкидо Великобритании, знают, что выступление оценивается по десяти категориям: Стиль и Отношение, Правильность техники, Эффективность техники, Плавность и гибкость, Кокю-рёку, Позиция, Укеми, Ма-ай, Дзансин, Дух...
|
Дзё субури ни-дзю-хон
Сайто-сэнсэй настоятельно рекомендует практиковать одиночные упражнения (субури) с боккеном и дзё для лучшего понимания техники Айкидо....
|
Специфические признаки танланцюань
Технику танланцюань можно разбить на два класса: нацеленную на укрепление всего тела - как то прыжки, повышение силы ног, улучшение мастерства рук, повышение скорости, цигун; и относящиеся к реальному бою техники локтей, рук, ног и методы действий на земле. ...
|
Комплексы стиля богомола
Изначально танланцюань был единым стилем, и лишь впоследствии началось дробление на более мелкие подстили. Поэтому существуюте комплексы, которые практикуются во многих направлениях стиля богомола, а есть такие, которые характерны для отдельных линий. Кроме того, комплексы делятся на базовые, которые объединяют в себе базовую технику, и специальные, посвященные какому-либо аспекту или принципу техники (например, методы боя с земли, сложные нелинейные перемещения, специфические методы воздействия на локтевой сустав), который может и отсутствовать на базовом уровне. ...
|
Традиционный тайцзитанланцюань
Тайцзитанланцюань (кулак богомола Великого Предела) до нашего времени передается в Лайяне провинции Шаньдун, и имеет более чем трехсотлетнюю историю. Хроники кулачного искусства говорят, что его создателем является Ван Лан, и "чем знаменит Ван Лан - никто не знает"....
|
Как учить боевой технике ?
В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают все более конкретный характер. Постепенно рассеивается мистический ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и другими "необыкновенными" стилями. Хотя иногда по-прежнему тяжеловато разобраться в нагромождении разноплановой и разнородной информации, "отделить зерна от плевел".
...
|
С чего начинается техника
Боец, который не мог поднять оружие, не мог вести бой. Если удар при попадании не причиняет повреждений, то такой удар бесполезен. Если оказывается, что растянутость мышц и разработанность суставов не позволяют вам выполнять целый класс приемов, то у противника резко снижается необходимость в защите.
...
|
Техника борьбы стоя
В технику борьбы стоя входят:
Стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам.
...
|
Бытие и сознание
Техника боя и идея - их сочетание уравновешено могучим стимулом - результатом. Конечный результат определяет все. ...
|
Нож
В наше время, техника боя ножом чрезвычайно разнообразна и широко развита во множестве стилей боевого искусства. Будучи достаточно небольшим и при этом смертельно опасным оружием, нож, вероятно, является одним из наиболее распространенных средств решения конфликта в уличной драке, а также входит в состав средств специального назначения действующих войск....
|
| |