Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете /
Еще нам сахалинцы объясняют, что 'катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз'. Нельзя обнажать меч движением сверху-вниз, разве что если это Гулливер против лиллипутов. Катана обнажается движением вперед, а техника иаи, удар мечем из ножен, может осуществляться как сверху-вниз, так и слева-направо, а может и еще как-то, но это лишь частные моменты. 'Ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой' - а тати извлечь левой рукой не пробовали? В цирке много чего показывают, но это не связано с прозой жизни. Жалею, что не сохранил данные о сайте, где было написано, что катана удобно отбивать летящие пули. Это из тех же фокусов.
Наконец, на том же сайте читаем, что 'цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной кодзуки и хозяйственного когая'. Ножик кодзука метать можно, но лучше использовать согласно назначению - это перочиный нож. Когай никогда ножом не была, это игла. Если автор хочет ею попробовать нарезать ветчину, то я могу ему сказать одно 'Пилите, Шура, пилите!'.
На сайте www.imau.ictta.ru говорится, что 'на ранних этапах истории Японии меч воина кэн или цуруги был двуручным и тяжелым и носился за спиной, прикрепляясь наискось. Вес и неудобство такого оружия диктовали создание более совершенного его вида'. На самом деле мечи кэн были разной длины, одно и двуручные, короткие и длинные, тонкие и широкие, соответственно и вес их сильно различался. Что касается манеры ношения, то нигде ни разу я не видел оправ для ношения за спиной. Это атрибут средневековый. Ни вес, ни удобство не диктовали перемен, только тактика боя. 'Даже сегодня кузнецы, изготавливающие это оружие, считаются национальным достоянием и, как хранители традиции, получают от государства дотации. В прошлом же эти люди безмерно уважались и почитались почти как культовые личности. Создателями мечей могли быть лица только благородного происхождения'. Национальное достояние - это японское почетное звание, вроде Героя социалистического труда Японии. Надо очень много таланта и сил потратить, чтобы удостоиться такой награды. Среди кузнецов мечей их не больше, чем среди изготовителей традиционной японской посуды. Насчет госдотаций то же сомнительно. Кузнецов опекает государственная организация NBTHK, она проводит конкурсы, продает кузнецам особую сталь для ковки мечей, проводит атрибуцию клинков и проч. Но легкой жизни у кузнецов нет. Про чушь о благородном происхождении кузнецов уже сказано выше.
'Все стадии изготовления были настолько сложны, что иногда вместе с именем мастера на ручке клинка ставилось имя закальщика или полировщика'. Ни разу не видел, может и есть, но это исключение из правил. 'На ножнах ставился фамильный герб владельца, а сами они оборачивались в тигровую, оленью или медвежью шкуру для защиты клинка от дождя и снега'. Пробовал ли автор высушить медвежью шкуру, промокшую в дождь? Почему это клинок в деревянных ножнах от влаги не защищен, а если эти же ножны обернуты шкурой, то вдруг стал защищен? Бред какой-то! Шкура на ножнах дозволялась особо храбрым воинам и была их отличительным признаком, как солдатский георгиевский крест или как определенные перья в головном уборе индецев. 'В ножны катана через гарду вкладывались небольшие ножи - когатана, а также когай'. Катана - редко, это традиционные элементы вакидзаси. Опять когаи оказался ножом.
Весь этот мусор перепечатан и на www.nikros.narod.ru, и на www.savvatin.boom.ru , и на www.klinokmag.com.ua, и на www.medievalfortress.com, и на www.aikidoka.ru, и на , и на www.mym.ru. В последнем ресурсе сказано, что 'клинки, созданные японскими мастерами, считались и считаются лучшими за всю историю производства клинкового оружия'. Сколько персидских булатов автор перерубил самурайским мечем? Там же: 'центр тяжести у катаны смещен к острию, что значительно облегчает нанесение рубящих ударов'. Люди, не верьте! Японские мечи очень разные, но чаще всего у них удар секущий, а не рубящий, так что центр тяжести ближе к рукояти.
На сайте с многообещающим названием www.medievalfortress.com утверждается , что 'Кен - прямой меч китайского происхождения, который японцы использовали в VIII в. На его основе возникли дайшо'. Как на основе прямого обоюдоострого меча могла возникнуть пара однолезвийных изогнутых мечей, выше моего разума, тем более что между ними почти 800 лет истории. К тому же этот сайт грешит безумной транскрипцией японских терминов, переведенных на русский с английского - многое просто не узнать. Ресурс www.rusknife.ru информирует, что 'с 14-15 веков мечи стали носить за поясом и называться они стали "дайсе-госираэ" (буквально "большой и малый")'. Достаточно посмотреть японо-любой словарь, где косираэ (госираэ) переводится как оправа. Не корректно как-то выражаетесь, господа.
Порадовал меня сайт www.klinokmag.com.ua . Там я узнал, что 'лучшие японские оружейники иногда намеренно не клеймили свои мечи, считая, что оружие само достаточно расскажет о том, кто его сделал. А человеку, который не способен это понять, и знать незачем, кем создан меч'. А и правда, зачем всяким тупицам знать авторство меча, от которого зависит их жизнь. Среди этих недостойных были главы кланов, многие даймё, сёгуны, содержавшие при себе экспертов мечей, а также все специалисты NBTHK, в наши дни спорящие об авторстве неподписанных клинков. Кстати, среди шедевров неподписанные клинки были сделаны Масамунэ и Садамунэ, еще монахами Сэндзюин. В подавляющем же большинстве клинки подписаны. Или это недостойные работы?
1 2 3 4 5
: 717 В тему:
Религиозные воззрения самураев (Часть VI)
Меч, наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриваться синтоистами как "тело" или "облик" бога (синтай), который помещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто - хонся. Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись...
|
Военное снаряжение
Начиная с эпохи Камакура, именно искусство изготовления доспехов и вооружения начало очень быстро развиваться, поскольку власть перешла в руки сословия самураев, которые придавали большое значение военному снаряжению.
...
|
Изготовление и культ оружия
Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при которой производился ряд сложных действий религиозного характера. Они должны были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла....
|
Hошение меча ниндзя-то
В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы.
...
|
Окраска ниндзя-то
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.
...
|
Дамасск и булат
Во все времена исход сражений решали не только мужество воинов и мудрость полководцев, но и качество оружия. На протяжении веков основным материалом для него была сталь, над которой колдовали лучшие
мастера. И в наши дни старинные секреты изготовления боевой стали продолжают привлекать внимание историков, специалистов и любителей оружия....
|
Хроники меча Тайа
Безупречный воин пользуется мечом, но не убивает других. Он использует меч, чтобы возвращать другим жизнь. Когда нужно убить, он убивает...
|
Двенадцать приёмов хапкидо
Хапкидо - это корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ен Соль (1904-1987). С детства он изучал "тхэккён", старинное боевое искусство корейцев, суть которого в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника. ...
|
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами....
|
Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)
ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом....
|
Тайся-рю
Основателем школы был Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. ...
|
Сюжеты хоримоно
Сокэн. Прямой обоюдоострый меч, символизирует божество Фудо. Рукоять меча может отсутствовать или изображена лишь частично. Этот тип рукояти (санко) является буддистским символическим оружием, применяемым для изгнания пороков. Сокэн без санко часто встречается на клинках школы Рай и традиции Сагами. Обычно сокэн гравировали на внешней стороне клинка....
|
Рукоять меча и ножа
Если не брать во внимание старинный стиль кэнукигата (в форме щипчиков для выщипывания бровей, плоская железная рукоять с оригинальной продольной щелью), стиль томо-цука (опиленный в форму рукояти хвостовик) и торжественный подарочный стиль с применением гравированной слоновой кости, то подавляющее число японских мечей имеют рукояти из склеенных деревянных половинок...
|
Мэйто
Прекрасные во всех отношениях мечи известны в Японии под именем мэйто (меч с именем), но не следует думать, что только отсутствие подписи на хвостовике меча препятствует мечу считаться мэйто. Есть более важные соображения. Оцененный как мэйто. Меч должен иметь хорошую форму....
|
Становление самурайства (часть I)
В Японии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы....
|
| |