Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Мэйто /
|
Прекрасные во всех отношениях мечи известны в Японии под именем мэйто (меч с именем), но не следует думать, что только отсутствие подписи на хвостовике меча препятствует мечу считаться мэйто. Есть более важные соображения. Оцененный как мэйто. Меч должен иметь хорошую форму. Присущую функциям тати или катана. Хорошо сконструирован. Крепко и тщательно выкован. Иметь аккуратный узор закаленного лезвия (хамон). Все характерные черты школы ковки и исторической эпохи должны быть видны с первого взгляда. И, наконец. Должны присутствовать индивидуальные признаки данного изделия. Хвостовик должен соответствовать своей эпохе, а если он был когда-то обрезан, то можно сказать, что 'это мэйто, но о состоянии хвостовика приходится сожалеть'. Если хвостовик сохранился без изменений, но подписи на нем нет, то можно сказать 'если бы была подпись, то этот меч можно было бы назвать мэйто'.
При оценке статуса меча все остальное определяется в уме. Невозможно для новых мечей быть найденными случайно - чтобы быть знаменитым, меч должен иметь историю. Историческое основание, особенно если это имеет отношение к известной исторической личности, добавляет мечу особую ценность.
Однако из этого не следует, что благодаря историческим событиям меч может считаться мэйто. В этом вопросе существует выраженный контраст с некоторыми японскими ремеслами. Великий меч должен совмещать яркую историю с чрезвычайно высоким качеством. Не важно. Насколько он был возвеличен предыдущим владельцем или насколько была полна историческими событиями его прежняя жизнь, даже засвидетельствованная, - меч не может быть мэйто, если кован посредственно. Истинный знаток мечей никогда не смирится с подобным артефактом. Мэйто становится таковым, не взирая на кого бы то ни было, хотя есть случаи, когда мечи обрели статус мэйто ошибочно из-за неоправданной уверенности, очень большой стоимости или недостаточной экспертизы.
В 1719 году семья Хон`ами, потомственные оценщики мечей при сёгунате Токугава, согласно указу восьмого сёгуна Ёсимунэ провела перепись (и оценку) всех мэйто в Японии. В результате появилась 'Кёхо мэйбуцутё' (Каталог значительных предметов) и каждый внесенный в книгу меч стал известен как мэйбуцу (значительная вещь). В книге были перечислены все мэйто, принадлежащие сёгуну и даймё, но работы Тосиро Ёсимицу указаны отдельно, что свидетельствует о чрезмерном внимании к традиции Сагами, а именно к Масамунэ и Го Ёсихиро. Эти трое являются наиболее почитаемыми кузнецами за все времена. Ёсимицу известен как самый лучший изготовитель кинжалов и принято считать, что в его работах присутствует дух, защищающий владельцев. Именно поэтому многие даймё передавали его клинки по наследству как семейное сокровище. Масамунэ уважаем как лучший представитель искусства японского меча вообще, а его лучший ученик Го Ёсихиро особенно ценим за редкость его работ. Впрочем, распространенное шумное одобрение этих кузнецов не должно рассматриваться как абсолютная и неоспоримая оценка.
Тогда же было сказано, то не все очень качественные вещи, будь то утварь чайной церемонии, картина или меч, могут считаться мэйбуцу и это нашло отражение в книге Хон`ами, так как ее авторы подчинялись своим правителям и свободы мнения, выражения и голоса, в общем, и не имели. Именно поэтому в Каталог оказались включены многие мечи, которым недостает необходимого вымокого качества или они имеют подозрительные подписи и другие черты. Критики 'Мэйбуцутё' также отмечают, что в нее включены клинки с дефектами - некоторые плохо полированы или имеют следы активного применения, а у некоторых порушена твердая стальная поверхность или повреждено режущее лезвие. Впрочем, дефекты такого рода могли появиться на клинках уже после работы авторов Каталога, так как в тексте имеется раздел, посвященный 'плохим клинкам' - известным мечам прошлого, разрушенным или поврежденным огнем в ситуациях типа пожара в замке Осака в1615 году или в пожаре в Эдо в 1657 году. Конечно, это немногочисленная группа мэйто, но описаны они отдельно от остальных. Некоторые из них были спасены, тщательно перезакалены, но в этом разделе упоминаются и мечи, о которых известно. Что они уничтожены или их местонахождение неизвестно.
Оставив в стороне исчезнувшие и поврежденные мечи и помня о немногочисленных ошибках авторов, как следствия давления на авторов, мы признаем, что большинство мечей в 'Мэйбуцутё' полностью соответствуют статусу мэйто.
Следует добавить, что некоторые мэйто не были включены в Каталог. Это мечи, имеющие особенные имена, или хранящиеся в домах даймё тайно, или имеющие исключительно пикантную связь с владельцами (например, когда не удается опровергнуть сомнительную принадлежность), или являющиеся особо почитаемыми в семье сокровищами.
: 412 В тему:
Религиозные воззрения самураев (Часть VI)
Меч, наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриваться синтоистами как "тело" или "облик" бога (синтай), который помещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто - хонся. Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись...
|
Военное снаряжение
Начиная с эпохи Камакура, именно искусство изготовления доспехов и вооружения начало очень быстро развиваться, поскольку власть перешла в руки сословия самураев, которые придавали большое значение военному снаряжению.
...
|
Изготовление и культ оружия
Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при которой производился ряд сложных действий религиозного характера. Они должны были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла....
|
Hошение меча ниндзя-то
В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы.
...
|
Окраска ниндзя-то
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.
...
|
Дамасск и булат
Во все времена исход сражений решали не только мужество воинов и мудрость полководцев, но и качество оружия. На протяжении веков основным материалом для него была сталь, над которой колдовали лучшие
мастера. И в наши дни старинные секреты изготовления боевой стали продолжают привлекать внимание историков, специалистов и любителей оружия....
|
Хроники меча Тайа
Безупречный воин пользуется мечом, но не убивает других. Он использует меч, чтобы возвращать другим жизнь. Когда нужно убить, он убивает...
|
Двенадцать приёмов хапкидо
Хапкидо - это корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ен Соль (1904-1987). С детства он изучал "тхэккён", старинное боевое искусство корейцев, суть которого в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника. ...
|
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами....
|
Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)
ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом....
|
Тайся-рю
Основателем школы был Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. ...
|
Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным. Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов....
|
Сюжеты хоримоно
Сокэн. Прямой обоюдоострый меч, символизирует божество Фудо. Рукоять меча может отсутствовать или изображена лишь частично. Этот тип рукояти (санко) является буддистским символическим оружием, применяемым для изгнания пороков. Сокэн без санко часто встречается на клинках школы Рай и традиции Сагами. Обычно сокэн гравировали на внешней стороне клинка....
|
Рукоять меча и ножа
Если не брать во внимание старинный стиль кэнукигата (в форме щипчиков для выщипывания бровей, плоская железная рукоять с оригинальной продольной щелью), стиль томо-цука (опиленный в форму рукояти хвостовик) и торжественный подарочный стиль с применением гравированной слоновой кости, то подавляющее число японских мечей имеют рукояти из склеенных деревянных половинок...
|
| |