Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Сюжеты хоримоно /
|
1. Сокэн. Прямой обоюдоострый меч, символизирует божество Фудо. Рукоять меча может отсутствовать или изображена лишь частично. Этот тип рукояти (санко) является буддистским символическим оружием, применяемым для изгнания пороков. Сокэн без санко часто встречается на клинках школы Рай и традиции Сагами. Обычно сокэн гравировали на внешней стороне клинка.
2. Гомахаси (палочки для священного огня). Используются при вознесении молитв. Обычно гравируются на внутренней стороне клинка.
3. Токко, санко, гокко. Варианты символического буддистского оружия для изгнания пороков с одним, тремя и пятью концами. Изображение токко часто встречается на мечах Сагами.
4. Цумэ (когти). Упрощённый вариант санко. В клинках периода Оэй провинции Бидзэн (1394-1428гг) и синсинто провинции Сацума цумэ часто изображались над основанием желоба бохи.
5. Рэндай. Пьедестал Будды.
6. Ёраку. Диадема, украшение буддистского духовенства, гравируется вместе с другими сюжетами.
7. Кувагата (мотыгоподобный). Рогообразные украшения боевого шлема. В традиции Сагами часто использовались вместе с другими сюжетами.
8. Сикэцу, ходзю-бо. Предмет богослужений, устанавливаемый возле жертвенного алтаря. Встречается на мечах Оэй-Бидзэн школы Нобукуни и мастера Хиромаса из Сагами (кон.13в).
9. Кудзи-мон. Решетка из девяти палочек, символизирующая некий призыв воинам из девяти иероглифов. Гравировали в конце периода Муромати.
10. Кэнсаку. Шнур, атрибут Фудо, почти всегда гравировали на стороне, обратной к той, где изображён Фудо или Курикара. Редок на кото, часто встречается на синто, имеется на клинках мастеров Котэцу, Хорикава Кунихиро и на мечах провинции Хидзэн.
11. Кибо (знамя и копьё). Встречается редко, можно видеть на клинках провинции Хидзэн и мастеров Хорикава. Почти всегда на обороте гравировали Фудо или Курикара.
12. Тама. Драгоценный шар, один из такаро-моно (сокровища), символов счастья и преуспевания. Часто его пытается схватить дракон.
13. Курикара. Дракон, символизирует Фудо. По технике исполнения различают: син - реальный, со - эскизный, гё - линейный. В середине периода Камакура дракон стал самым популярным сюжетом.
14. Харами-рю (беременный дракон). Тот, у которого хорошо виден живот. Другое название - ура-рю (дракон с изнанки). В середине периода Камакура встречается у кузнецов Хонэгуи Тосиро, Осафунэ Кагэмицу, а в период Намбокутё у Канэмицу, Хидэмицу и других.
15. Цуруги-цуками-но рю (дракон, схвативший меч). Изредка встречается на клинках синто кузнецов Ясуцугу-второго, Котэцу и Куникиё.
16. Дзёгё-рю. Летящие вверх и вниз два дракона. Чисто декоративный сюжет синто, обычно выполняется в технике син, реже в со. Если изображение непарное, речь идет о нобори-рю (взлетающий дракон) и кудари-рю (опускающийся).
17. Фудо. Самое популярное у самураев буддистское божество, грозный и яростный защитник правоверных буддистов. На кото встречается в основном на клинках традиций Ямасиро, Сагами и кузнецов линии Осафунэ Кагэмицу. В период Момояма стал повсеместно популярен, что сохранилось и в период Эдо. Изображения Фудо бывают четырёх видов: стоящий (тати), с драконом (рю-Фудо), в волнах (ро-Фудо) и изображений в профиль.
1 2
: 698 В тему:
Религиозные воззрения самураев (Часть VI)
Меч, наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриваться синтоистами как "тело" или "облик" бога (синтай), который помещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто - хонся. Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись...
|
Военное снаряжение
Начиная с эпохи Камакура, именно искусство изготовления доспехов и вооружения начало очень быстро развиваться, поскольку власть перешла в руки сословия самураев, которые придавали большое значение военному снаряжению.
...
|
Изготовление и культ оружия
Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при которой производился ряд сложных действий религиозного характера. Они должны были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла....
|
Hошение меча ниндзя-то
В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы.
...
|
Окраска ниндзя-то
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.
...
|
Дамасск и булат
Во все времена исход сражений решали не только мужество воинов и мудрость полководцев, но и качество оружия. На протяжении веков основным материалом для него была сталь, над которой колдовали лучшие
мастера. И в наши дни старинные секреты изготовления боевой стали продолжают привлекать внимание историков, специалистов и любителей оружия....
|
Хроники меча Тайа
Безупречный воин пользуется мечом, но не убивает других. Он использует меч, чтобы возвращать другим жизнь. Когда нужно убить, он убивает...
|
Двенадцать приёмов хапкидо
Хапкидо - это корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ен Соль (1904-1987). С детства он изучал "тхэккён", старинное боевое искусство корейцев, суть которого в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника. ...
|
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами....
|
Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)
ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом....
|
Тайся-рю
Основателем школы был Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. ...
|
Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным. Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов....
|
Рукоять меча и ножа
Если не брать во внимание старинный стиль кэнукигата (в форме щипчиков для выщипывания бровей, плоская железная рукоять с оригинальной продольной щелью), стиль томо-цука (опиленный в форму рукояти хвостовик) и торжественный подарочный стиль с применением гравированной слоновой кости, то подавляющее число японских мечей имеют рукояти из склеенных деревянных половинок...
|
Мэйто
Прекрасные во всех отношениях мечи известны в Японии под именем мэйто (меч с именем), но не следует думать, что только отсутствие подписи на хвостовике меча препятствует мечу считаться мэйто. Есть более важные соображения. Оцененный как мэйто. Меч должен иметь хорошую форму....
|
| |