Главная страница / Боевые искусства сегодня / Стадии обучения боевому искусству /
Времена уходят в прошлое, и на отмашке психологического маятника мы не верим ничему и никому, что тоже ладеко не идеальная установка, так как часто не позволяет заметить и нечто стоящее. Как будто собираясь мыть золото в реке старатель сначала зачерпывал речной песок пригоршнями, думая, что все это - золото, а потом, разуверившись, вообще забросил промывочный лоток в воду вместе со всем этим неблагодарным занятием. До промывки, то есть до работы, он так и не дошел, оставшись на всю жизнь нищим, как, впрочем, остаются нищими (но уже не в материальном плане) и подавляющее большинство людей. Исходя из этого, есть некоторые технические и психологические моменты, которые могут облегчить многим ученикам тернистый путь к вершинам нового знания и убрать некоторые ловушки, или хотя бы ослабить их действие в наш век неверия и недоверия. Правда, чужим умом жив не будешь, и большинство обучающихся предпочитают собственным лбом стены прошибать, но вдруг кто-то все-таки заметит, что рядом с его стеной, которую он безуспешно штурмует раз за разом, набивая себе шишки, существует вполне приличная дверь, даже с дверной ручкой. Для удобства пользования.
Про восточную любовь к этикету и церемониям, берущую свое начало со времен Конфуция и пронизывающую насквозь всю культуру Китая, Японии и Вьетнама, сказано много. Частично эти обычаи перекочевали и в наши спортзалы наряду с кимоно и терминологией, так сказать, в нагрузку к технике. В подавляющем большинстве случаев дело окончилось либо прямым игнорированием, либо слепым копированием. "Каратэ начинается с поклонов". Раз поклонился - каратист, два поклонился - стал сэмпаем, три поклонился - и... радикулит заработал. "Заставь дурака богу молиться, он себе и лоб расшибет" - перефразируя: "Заставь каратиста кланяться, он себе и радикулит заработает". Что, впрочем не означает, что автор каратистов за дураков держит. Он их еще в зале Кёкусинкай научился уважать от греха подальше. Но среди общего количества надуманных и натасканных неизвестно откуда обрывков чужой культуры иногда попадаются и вполне разумные и обоснованные вещи.
К примеру, во многих восточных школах было не принято в зале скрещивать руки на груди, упирать их в бедра, складывать их тем или иным образом, а также подпирать собой стенки. Блажь учителя? Давайте разберемся. Начав заниматься, ученик пытается на тренировке снять, скопировать движение с инструктора и переложить его на себя. Сложность "снятия формы" заключается в том, что человек воспринимает окружающий мир на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Сознание - это диалог типа: "Что там еще такого любопытного нам сейчас покажут? О, классно, мне бы так. Как? Нога сюда, рука туда, другая нога, запутался... в инструкторских ногах". То есть, основной минус такого восприятия в том, что оно не в состоянии схватить картину целостно, а выделяет ту или иную ее часть или перескакивает с одной точки фиксации на другую. А в приеме важна не только рука или нога, а каждая мелочь: дистанция, угол входа в атаку, положение корпуса и ног, сброс силы и так далее. Хорошая техника напоминает сложную боевую машину типа танка и эффективна только тогда, когда все в наличии. Представляете, если на заводском конвейере "забудут" в процессе монтажа поставить одну гусеницу. Хорошо, если только одну, а то в редакции многих учеников прием выглядит как танк, в башне которого забыли смонтировать зарядное устройство (читай "сброс силы"), или ходовую часть и пушку поставили на место, а броню забыли (читай "систему защиты"), либо гусеницы на колеса не надели (читай "ноги и передвижения"). Интегрировать все эти мелочи воедино способно подсознание, но оно зависит напрямую от тела, его положения, позы. Скрещенные на груди руки, ладони упертые в бедра - все это замки, тем или иным образом блокирующие подсознание. Опора на стенку приводит к точно такому же результату, правда механизм здесь несколько иной. Если замки блокируют подсознание, то опора на что-либо усыпляет его. Общеизвестно, что мы спим тогда, когда ложимся. Степень же глубины такого сна обратно пропорциональна вертикальности опоры (чем горизонтальнее - тем глубже), или прямо пропорциональна степени невыспанности данного конкретного субъекта. Поэтому, дорогие ученики, если хотите эффективно учиться - не усложняйте себе жизнь, тем более, что такие рецепты действуют в любом спортзале и, даже больше, при любом процессе обучения.
Кроме формы, ритуалы и обряды на Востоке включали в себя и определенные, также четко зафиксированные переживания, которые был обязан испытывать участник такой церемонии. Если присутствуешь на утреннем приеме у императора или у влиятельного даймё - будь любезен испытывать непременно благоговейный восторг, если вызывает начальник - проникнись почтением до глубины души. Но мы люди русские, душу нам запрограммировать еще никому не удавалось, и одна из основных черт непостижимой русской души в том, что "мы любого начальника в душе матом посылаем" по выражению Мережковского. Поэтому почтения до глубины души, плавно переходящего в благоговейный восторг, от наших учеников ждать не приходится, да, на мой взгляд, и не требуется. Тем более, что это прямиком приводит к одной из крайностей в обучении, о которых было сказано выше. В мире существует и другое, прямо противоположное положение вещей, когда учителя покупают за деньги на манер необходимой или нежелательной вещи. Но то, что все на земле продается и покупается, может быть и верно за океаном, однако весьма проблематично у нас, так как со стороны покупателя - народ мы бедный, хотя, несомненно, уже есть тенденции к улучшению ситуации (я имею в виду замечательнейшую касту новых русских, которые уже сейчас купят что угодно и за какую угодно сумму), а со стороны продавца - за деньги душу в дело вкладывать не будешь. Максимум, на что можно рассчитывать - это добросовестное отношение, хотя подчас и это является в наши дни бесценным вкладом.
1 2 3 4 5
: 561 |