Главная страница / Боевые искусства сегодня / Стадии обучения боевому искусству /
Как и в любом парадоксе, истина лежит где-то посередине, но обычно люди скатываются в одну либо в другую сторону. Много хороших ребят так ничего и не достигли по той простой причине, что не смогли выбраться из собственного угла, из своей "тарелки", из ставшего привычным ритма движения. Особенно тяжело тем, кто уже что-то знает, занимался тем или иным стилем. Мы все ченим то, что нам досталось с трудом и лишиться этого боимся до потери пульса. "Лучше синица в руках, чем журавль в небе". Так уютно в привычных рамках, со знакомыми приемами и движениями. К новому стилю такие ученики относятся как к курсам повышения квалификации: я уже кое-что знаю, прибавлю-ка к моему багажу и этот "чемоданчик" с симпатичной наклейкой, и все будет в наилучшем виде. К сожалению, техника не багаж, а прием не чемодан. На механической сборке приемов из разных стилей далеко не уедешь. Шутки шутками, но для того, чтобы сказать самому себе "я ничего не знаю и буду учиться заново", требуется определенное мужество. Если человек действительно что-то знает, то никуда это не денется, и так или иначе со временем найдет свое место в его новой системе движения. А если нет - то стоит ли жалеть о том, что так легко теряется. Часто это бывают даже не знания, проникшие в плоть и кровь, а род интеллектуальной информации, которая также легко забывается, как в свое время и запоминалась. Момент перехода от такого старого знания к чему-то новому часто связан с психологическим шоком, моральной травмой, которую человек получает, когда убеждается в несостоятельности и бесполезности своей техники, на которую, подчас, затрачены годы тренировок.
Такие ситуации могут возникнуть при столкновении адептов формальных школ ушу и каратэ с боксерами и борцами, или при "дружеском" контакте спортсменов и бойцов неспортивных боевых школ. Возможны и другие ситуации, типа попадания в нестандартные по сравнению с залом условия. Как, например, одному тхэквондисту прищлось защищать свою "жизнь и честь" на изрытом футбольном поле после дождя, где не только ногу поднять - стоять было тяжело. В конце-концов, как бы много вы не знали и какой бы разносторонней подготовкой не обладали, рано или поздно вы можете попасть в ситуацию, где все ваши навыки окажутся "не ко двору", жизнь всегда будет шире любой подготовки. Не упускайте случая ине закрывайте глаза на собственное незнание, так как этот момент может стать для вас поворотной точкой, если вы его не упустите. Как говорится: "Если человек на протяжении одного месяца хотя бы раз не говорил себе: какой же я дурак! - он окончательно поглупел". Что скрывать, и у автора был момент, когда он сидел в раздевалке и загибал пальцы на руке, считая все приемы, которыми его "сделали", а, точнее, разделали под орех. Теперь, спустя годы, можно сказать, что без той раздевалки не было бы всего дальнейшего пути, в том числе и этой статьи.
Другая крайность, в которую может уклониться ученик, это абсолютное неверие в свои силы и - для равновесия и дополнения - абсолютная вера во всемогущество инструктора, который и сделает из него что-нибудь этакое. Главное, найти такого мастера, и поиски, подчас, продолжаются до преклонных лет. Преподавать таким людям, когда они на тебя "залипают", одно удовольствие. Буквально в рот смотрят. Записывают каждое слово, оброненное инструктором. Приносят на каждую тренировку видеокамеру или аудиомагнитофон, чтобы запечатлеть уникальную, по их мнению, технику. Скажешь - сделают, причем что угодно и сколько угодно раз. Автор знал одного уникума, который пристал к своему учителю со следующей проблемой: сколько раз в день ему отрабатывать то или иное движение. Тот пошутил, что не менее 108 раз (священное в буддизме число). После этого прлежный ученик приходил в зал каждый день, исполнял свою программу и, если инструктора не было под рукой, просил передать ему, что такой-то сделал сегодня столько-то. После чего с сознанием выполненного долга уходил домой.
Критическая оценка ситуации отсутствует как таковая. "Сам сказал" - и все тут, истина в последней инстанции. Страстно желают стать такими же, как их идол, и не понимают, что любой человек уникален и неповторим, тем более если он мастер. Чтобы сделать движение, прием, связки, нужно их приспособить под себя, под свое тело, психику, изобрести для себя заново в конце-концов. Пропустить, прожить, прочувствовать. Эту работу не может делать ни один инструктор, ни один учитель. Слепым копированием не обойдешься, и количество повторений и изнурительные тренировки - лишь косвенная помощь в личном творчестве на пути к "своей собственной" системе боя.
Все ученики в большей или меньшей степени склоняются в одну или другую сторону, но есть в нашей стране и общая тенденция, обусловленная, скорее всего, общекультурной атмосферой отрицания всего и вся, неверия никому и ничему. На Востоке, но не в XX веке, а где-то в XVIII-XIX веках, обстановка была явно другая. "Учитель!" - данное слово со всеми смысловвыми оттенками от немого обожания до экзальтированного восхищения давно стало символом процесса обучения в те времена. Простота иногда хуже воровства и, возможно, именно китайское и японское отношение к учителю, не допускающее сомнений в его правоте, и привело к ситуации, о которой Брюс Ли мог с полным основанием сказать: "90% боевых систем на Востоке - не более чем разукрашенный джаз". Впрочем, чем искать соринку в чужом глазу, лучше подумать о бревне в своем. Еще совсем недавно мы сами, всем народом, 70 лет верили неизвестно во что, да еще и треть мира заставили поверить в то же самое, и нам эта вера обошлась гораздо дороже, чем восточное одверие к учителю.
1 2 3 4 5
: 561 |