Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Ниндзюцу / "Золотой век" ниндзюцу / Шпионы Такэды Сингэна /
|
Бесконечные феодальные распри разоряли страну и тормозили ее развитие. Поэтому с середины XVI века крупные даймё начали предпринимать попытки объединения Японии. Одним из них был могущественный властитель провинций Каи и Синано - Такэда Сингэн (1521-1573).
Проведение широкомасштабной политики, направленной на подчинение всей страны, войны со многими противниками одновременно, необходимость контролировать ситуацию во всех соседних провинциях требовали эффективной службы сбора и передачи информации. И Такэда Сингэн сумел с успехом решить эту проблему, прославившись как самый лучший специалист по использованию шпионов во всей Японии.
Ядро разведывательной службы Сингэна составили 70 какаэ-суппа и мицумоно (буквально "тройные люди"; различались канкэн - "видящие через дырку", миката - "союзники", и мэцукэ - "цепляющие к глазам") во главе со знаменитым "невидимкой" Томитой Годзаэмоном, постоянно шпионившие в 4-х соседних провинциях.
Чтобы ускорить доставку сообщений от шпионов в свою резиденцию в городе Кофу, Такэда создал целую систему дальнего оповещения при помощи сигнальных огней.Эта система прекрасно использовала особенности рельефа двух подвластных Сингэну провинций Каи и Синано, которые со всех четырех сторон окружены горными хребтами. На всех важных горных пиках владений князя были расположены посты, передававшие сообщения друг другу по цепочке, так что информация шпионов достигала ушей Сингэна буквально в течение нескольких часов. А еще через несколько часов его мобильные конные отряды были готовы выступить из Кофу в любом направлении. С этой подачи Такэды ниндзя из многих кланов стали использовать сигнальные костры с разным качеством дыма, флаги, барабаны, гонги, флейты и раковины для передачи информации.
Весьма заметный след в истории японского искусства шпионажа оставил военный советник князя - Ямамото Кансукэ, начальник разведки в армии Такэды. Другие вассалы Сингэна тоже внесли немалую лепту в совершенствование этой службы. При их участии было кодифицировано несколько традиций нин-дзюцу, предназначенных для подготовки разведывательных и диверсионных отрядов: Коё-рю, Нинко-рю, Каи-рю, Такэда-рю. Во всех этих школах были разработаны методы использования шпионов, переодетых в бродячих монахов или торговцев. По этой причине Сингэна прозвали "Синсю-но асинага босю" - "Господин длинноногих монахов из Синано".
Особо следует отметить самураев из знаменитого рода Санада. Слава этого клана гремела в то время по всей Японии, а его членов называли "лучшими воинами страны". Многие даймё стремились залучить их к себе на службу, но Санада были верны своему господину. Наибольших успехов Санада добились как учителя воинской стратегии, хотя не гнушались они и черновой работы лазутчиков.
До наших дней в японском языке сохранилось слово Санада-курагэ - "медуза Санады". Считается, что это слово берет свое начало от одного из тайных методов рода Санада. По легенде, его мастера нин-дзюцу отлавливали медуз особого вида, высушивали их и растирали в порошок, которым затем обрабатывались специальные иглы и "ежи"-тэцубиси, становившиеся от этого смертоносными. Эти иглы втыкались в землю, в корни деревьев, протянувшиеся поперек лесных троп, а тэцубиси рассыпались на пути следования врага. Попав на такое "минное поле", враги через несколько мгновений падали замертво. Поскольку этот метод применялся особенно часто, он стал "визитной карточкой" ниндзя Санада.
Тем же составом Санада-курагэ обрабатывались и метательные лезвия-сюрикэны. Летописи сохранили описание одного случая, который прекрасно иллюстрирует применение этого страшного оружия. Когда небольшой отряд вражеских войск попробовла напасть на деревью, принадлежавшую семье Санада, их встретил настоящий град метательных стрелок и звездочек, после чего немногие оставшиеся в живых вояки принялись улепетывать во все лопатки. Оказалось, что Санада подготовили из местных крестьян отменных мастеров сюрикэн-дзюцу, без промаха разивших врага лезвиями, обработанными Санада-курагэ.
В родственных отношениях с Санада состояла другая семья, знаменитая своими познаниями в области искусства шпионажа и прославившаяся на службе у Такэды Сингэна - Мотидзуки (напомним, что, по легенде, школа Кога-рю была основана выходцем из этого рода). Известно, что Мотидзуки Тиёмэ, вдова Мотидзуки Моритоки, павшего в одном из сражений с армией Уэсуги при Каванакадзиме, создала уникальную шпионскую сеть из куноити - женщин-ниндзя.
: 150 |