Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Ниндзюцу / "Золотой век" ниндзюцу /
|
Конец XII века стал для Японии временем тяжелых потрясений. На фоне засухи и чумы в смертельной схватке за власть сошлись 2 крупнейшие группировки самураев - Тайра и Минамото. В те дни сражения более не походили на грандиозные турниры. Это была жестокая борьба за выживание, в которой все средства были хороши. В ней победить мог только тот, кто умел нестандартно мыслить и действовать. Именно в это суровое время на небосклоне военного искусства вспыхнула ярчайшая звезда гениального полководца Минамото Ёсицунэ.
Ёсицунэ оставил заметный след в истории нин-дзюцу. Согласно позднейшим источникам именно он стал основателем первой школы шпионского искусства, названной его именем - Ёсицунэ-рю.
Создание особой школы нин-дзюцу стало примечательной вехой в развитии этого искусства. Ранее приемы рукопашного боя, методы разведки и шпионажа, военной стратегии как особые разделы военной науки не различались. Выделение же традиции нин-дзюцу из всего объёма военных знаний свидетельствовало о том, что к этому времени методы разведки и шпионажа достигли уже очень высокого развития и потребовали от воинов целенаправленной углубленной подготовки. Переоценить значение этого факта невозможно. По сути, именно с Ёсицунэ-рю начинается нин-дзюцу как особое искусство.
Исэ Сабуро Ёсимори - начальник разведслужбы Ёсицунэ
Исэ Сабуро Ёсимори - личность весьма загадочная и историками нин-дзюцу пока недооцененная. А вместе с тем в его лице мы встречаем, пожалуй, первый пример настоящего ниндзя.
Источники сообщают о Ёсимори совершенно противоположные сведения. Например, его называют то уроженцем провинции Исэ, то провинции Кодзукэ, то провинции Ига. В разных текстах по-разному описана встреча Ёсимори с его будущим господином Минамото Ёсицунэ. Даже о гибели его однозначных сведений нет. Ёсимори - это человек-призрак. Порой даже возникает подозрение, что такого человека никогда не было, что это собирательный образ. Однако все эти неясности можно легко объяснить. Дело в том, что Исэ Сабуро Ёсимори как истинный ниндзя следовал концепции мугэй-мугэй-но дзюцу - "искусство [жизни] без искусства и без имени", согласно которой истинный разведчик должен скрывать свою биографию, место жительства, владение специальными шпионскими навыками и т.д. Ёсимори, по-видимому, первым в Японии додумался до этого.
Исэ Сабуро Ёсимори был не только замечательным практиком нин-дзюцу, давшим прекрасные образцы эффективного использования этого искусства. После себя он оставил сборник стихотворений, который ныне известен как "Ёсимори хякусю-ка" - "Сто стихотворений Ёсимори", или как "Исэ Сабуро синоби гунка" - "Шпионские военные песни Исэ Сабуро". Этот сборник представляет собой древнейшее письменное наставление по нин-дзюцу.
Хаттори Хэйнайдзаэмон Иэнага - основатель нин-дзюцу Ига-рю
Ко времени войн между Тайра и Минамото предания относят и возникновение традиции нин-дзюцу Ига-рю. У истоков ее стояла влиятельная семья Хаттори, а конкретнее, если верить сообщению "Записей о создании нин-дзюцу" ("Нинсо-но ки") из книги XVI века "Нинпо-хикан" ("Тайный свиток по учению ниндзя") - тогдашний глава этого рода Ига (Хаттори) Хэйнайдзаэмон.
Согласно легендам, Хаттори Иэнага был великолепным стрелком из лука, поэтому на гербе семьи Хаттори изображены две стрелы, летящие навстречу друг другу. Вассалы Хаттори тоже стали изображать на своих гербах изображения стрел. Несмотря на то, что Хаттори были представителями Тайра, поражение Тайра не подорвало позиций Хаттори, так как Хаттори Ясукиё, родной сын Хэйнайдзаэмона, заранее присоединился к Минамото, и после их победы получил все владения, принадлежавшие его отцу, сражавшемуся на стороне Тайра. Иными словами, Хаттори заранее устроили так, что при любом исходе войны они ничего не теряли!
Семья ниндзя Момоти выходит на сцену
К периоду войны Гэмпэй относится и появление на исторической сцене другой знаменитой семьи ниндзя из Ига - Момоти. К концу XII века Момоти едва ли уступали по влиянию даже знаменитым Хаттори. Так же, как и Хаттори, члены семьи Момоти служили в дворцовой страже в столице. Ряд данных свидетельствует, что, по-видимому, Хаттори и Момоти были родственниками. Это потверждается, например, сходством их фамильных гербов и преданий, описывающих происхождение этих гербов.
Акуто
В период Камакура (1192-1333) в Японию проникает дзэн-буддизм. Дзэн оказал колоссальное влияние на всю воинскую традицию Японии и в том числе на нин-дзюцу....
|
На пороге "золотого века"
30-е годы XIV века ознаменовались яростной борьбой между императорской фамилией и захватившей власть в сёгунате семьей регентов Ходзё за власть в стране. События 1333-1336 годов в японской истории получили название реставрации Кэмму - по девизу правления императора Годайго....
|
Страна в огне - нин-дзюцу процветает
Период с 1467 по 1573 годы в истории Японии получил название "Сэнгоку-дзидай" - "Эпоха воюющих провинций". Это название как нельзя лучше отражает его особенность. Это было время бесконечных феодальных войн, которые вели многочисленные удельные князья-даймё....
|
Суппа, сэппа, раппа...
В период Сэнгоку-дзидай на полях сражений появились особые отряды воинов, называвшихся суппа - в одном написании - "прозрачные волны", в другом - "волны на воде". В районе Канто их называли раппа - "бушующие (мятежные) волны", а в районе Кансай - суппа, или сэппа (диалектное чтение тех же иероглифов). В некоторых районах их также называли топпа - "бьющие волны". ...
|
Шпионы Такэды Сингэна
Бесконечные феодальные распри разоряли страну и тормозили ее развитие. Поэтому с середины XVI века крупные даймё начали предпринимать попытки объединения Японии. Одним из них был могущественный властитель провинций Каи и Синано - Такэда Сингэн (1521-1573). ...
|
Нокидзару Уэсуги Кэнсина Раппа Фума и Фума Котаро Ниндзя из Ига в период Сэнгоку-дзидай Ниндзя из Кога в период Сэнгоку-дзидай Ига-рю и Кога-рю Школа нин-дзюцу Нэгоро-рю Нин-дзюцу Сайга-рю
| |