Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Южные стили /
К началу XX века монастырь окончательно пришел в упадок, монахи разбрелись по более богатым обителям.
После маньчжурского нашествия в XVII веке в Китае началось массовое бегство населения на юг. Там люди попали в трудную ситуацию - возвращаться назад было бессмысленно, да и опасно, а здесь на них смотрели косо. Если южане имели у себя на родине крепкие кланы, то северянам пришлось создавать подобные структуры заново. Местные жители обычно именовали северян "пришлыми" ("кэцзя", или "хакка" на местном диалекте), себя же они называли "местными" ("бэнди", или "пунти"). Так между хакка и пунти началось глухое противостояние, выразившееся в том числе и в формировании на юге двух традиций ушу. Первое направление базировалось на северных привнесениях, другое считалось исконно южным.
Первоначально "пришлые" изучали свои стили под покровом глубокой тайны, объединяясь в своего рода сектантские объединения, которые нередко рассматривались государством как антиправительственные и еретические, а иногда на них просто не обращали внимание. По существу, это и были секты буддийского или даосского толка со своими наставниками, проповедниками и учителями ушу. Они обычно называли себя "цзяо" ("учение"), как это и было принято у буддийских сект, что должно было подчеркнуть особый, сакральный характер знания, проповедуемый в школах. Во главе "учений" обычно стояли лидеры кланов хакка. Это знание секретов ушу значительно поднимало их престиж и статус в глазах остальных членов общины и способствовало укреплению связей внутри нее. Постепенно "учение семьи Чжу" (чжуцзяцзяо), "учение семьи Лю" (люцзяцзяо), "учение семьи Тяо" (тяоцзяцзяо), "учение семьи Ню" (нюцзяцзяо) и т.п. стали объединяться под единым названием хаккацюань ("кулак пришлых"). Здесь широко использовались падения, кувырки и атаки с земли, короткие, невысокие и резкие удары ногами. Хаккацюань отличали также высокие позиции с большим количеством движений.
Собственно южные стили, как уже упоминалось, развивались в рамках семейных кланов. Кланы обычно жили в определенных местах, боевое искусство посторонним не передавалось, поэтому стили обычно были локализованы в отдельных провинциях, а то и в отдельных уездах, потому зачастую про них могла идти великая слава, но мало кто мог рассказать в чем собственно стиль заключается. Маньчжурское нашествие и активная антиправительственная борьба привели к тому, что подлинная история школ в большинстве своем так и осталась неизвестной, народная же молва приписывала создание всех боевых искусств монахам Южного Шаолиня.
Последнее особенно верно для стилей провинции Фуцзянь, где Южный Шаолинь, собственно, и находился. Самым известным из стилей этой провинции является, безусловно, байхэцюань (кулак белого журавля). К настоящему времени этот стиль распался на несколько поднаправлений, но все их объединяют общие принципы тренировки силы, специальное натренировывание особых "встряхивающихся" видов усилия. Другим известным фуцзяньским стилем является лоханьцюань (кулак архатов). В этом стиле - 108 приемов, есть прыжки и кувырки, сметающие и хлесткие удары ногами. Из Фуцзяни же происходит и прославившийся на весь мир юнчуньцюань (кулак Юнчунь). Особенностью этого стиля является простота техники и повышенное внимание, уделяемое работе в контакте для наработки чувствительности рук. В то же время такой стиль как шаолинь цзишоу (базовые руки Шаолиня), другое название - шаолинь цяошоу (руки-мосты Шаолиня) является довольно малоизвестным. Интересной особенностью этого стиля являются два способа выброса силы: в первом из них сначала продвигается корпус а потом происходит выброс, а в другом сначала происходит отступление и уж потом - выброс силы.
Самым важным для боевых искусств оказался, наверное, такой фуцзяньский стиль, как уцзухэянцюань (кулак пяти предков и учителя Хэ Яна), коротко называемый уцзуцюань (кулак пяти предков). Создал его мастер Цай Юймин (в другом написании - Имин), живший в XIX веке. Он с детства любил ушу, и изучал боевое искусство у остановившегося в провинции Фуцзянь мастера Хэ Яна, пришедшего с севера Китая. После смерти учителя Цай отвез его тело на родину. Так как путешествие было долгим, то он по дороге изучил еще пять стилей - байхэцюань (кулак белого журавля), хоуцюань (кулак обезьяны), лоханьцюань (кулак архатов), дацзуньцюань (высокоуважаемый кулак) и тайцзуцюань (кулак императора Тай-цзу). Соединив изученное искусство в один стиль, он решил отразить в названии все изученные школы. Цай Юймин обучил несколько тысяч учеников, а с эмигрантами стиль распространился в Сингапур, Индонезию, на Филиппины, и теперь его практикуют по всей Юго-Восточной Азии. Комплексы для стиля были взяты из стилей-источников, а ряд комплексов мастер Цай составил сам. Один из составленных им комплексов - "сань чжань" ("три войны") - под названием "санчин" попал на Окинаву и в настоящее время является одним из базовых комплексов годзю-рю каратэ.
Когда говорят о стилях провинции Гуандун, то первым делом вспоминают о пяти семейных стилях - стилях семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо. Хунцзяцюань (кулак семьи Хун), или хунгар как его называют на кантонском диалекте китайского языка, является сегодня широко известным в мире благодаря наличию ряда эмигрировавших учителей. Про остальные четыре стиля за пределами Китая известно мало.
1 2 3
Ламапай
Этот стиль представляет боевую традицию Западного Китая - боевые искусства, практикуемые в Синьцзяне, Цинхае, Сычуани, Юньнани,Тибете, Внутренней Монголии, а также Монголии. Объединяющей чертой для практикующих этот стиль являлся тибетский буддизм, более известный как ламаизм. ...
|
Баймэйцюань
Легенды приписывают создание этого стиля даосскому монаху по имени Баймэй (Белобровый). ...
|
Дайчжи пигуацюань
Легенда говорит, что этот стиль происходит от Гуан Сы, который был главой охранного бюро при династии Цин. Он владел дитанцюань. ...
|
Бацюань
Стиль создан в начале XX века Ван Чжицюнем из провинции Хунань. В молодости он изучал различные боевые техники и методы наработки у Хэ Вэньгуана, которые вместе назывались 8 кулаков. ...
|
Сиянчжан
Этот стиль создан известным мастером ушу Тан Дяньцином, который жил в конце династии Цин. Тан Дяньцин родом был из Даншани провинции Аньхой, с 14 лет изучал боевые искусства и натренировал удивительное мастерство. ...
|
Юнчунь (винчунь)
Согласно легендам, этот стиль связан с Южным Шаолиньским монастырем, но никаких документов, потверждающих этот факт не существует, да и не может существовать, если принять во внимание общую нехватку документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. ...
|
Гоуцюань
Легенды связывают этот стиль с монастырем Южный Шаолинь. Согласно одной из легенд, стиль был разработан монахиней Умэй (которая по другим легендам создала юнчунь, по третьим - кулак журавля и т.д.). ...
|
Хусинцюань
Легенды связывают создание этого стиля с южным Шаолиньским монастырем. Реально существующий ныне в провинции Фуцзянь хусинцюань прослеживается от мастера Чжоу Цзыхэ (1874-1926), который учился у Хэ Юнциня и Ли Чжаобэя. У Чжоу Цзыхэ, в частности, в 1897-1910 учился окинавец Уэти Камбун, создатель Уэти-рю. ...
|
Лунсинцюань
Один из подражательных стилей провинции Фуцзянь. Был создан Чжу Шидэ, жившим в XVIII веке. ...
|
Хэцюань
Китайский стиль журавля - это байхэцюань (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он взял с собой и дочь - Фан Цинян. ...
|
Уцзухэянцюань
Этот стиль распространен в таких уездах и городах провинции Фуцзянь, как Сямэнь, Юнчжоу, Цзиньцзян, Лунси, Таньчжоу. ...
|
Шэцзуцюань
Китай - страна многонациональная. Одним из национальных меньшинств является народность шэ, представители которой проживают в провинции Фуцзянь. Их контакты с внешним миром были довольно редки, поэтому шэцзуцюань до нынешних времен сохранил свои древние традиционные черты. ...
|
Цайлифоцюань
Чэнь Хэн родился в 1806 году в городке Фошань провинции Гуандун, с семи лет начал изучать фочжан (буддийская ладонь) у своего дяди - Чэнь Юаньу. ...
|
Хуншэн цайлифо
Однажды Чжан Кунь - старый друг Чэнь Хэна - приехал вместе со своим племянником Чжан Янем в деревню, где жил Чэнь, чтобы отдать Чжан Яня в обучение. ...
|
Бэйшэн цайлифо
В цайлифо очень много комплексов. К примеру, согласно записям семьи Чэнь там 138 комплексов, 48 из которых - без оружия. Однако лишь немногие преподавались раньше посторонним. ...
|
Бак сил лум
Эта система состояла из боевых приемов и упражнений жесткого цигуна "золотой колокол". Вполне возможно, что это действительно был какой-то из шаолиньских стилей. ...
|
Хунцзяцюань
Это один из пяти знаменитых стилей провинции Гуандун, но истоки его находятся в провинции Фуцзянь. На кантонском диалекте его название произносится как хунгар. Считается, что стиль был создан в монастыре Южный Шаолинь настоятелем Чжишанем в XVIII веке. ...
|
Моцзяцюань
Особенности комплексов моцзяцюань таковы: руки действуют плотно, атака и защита сочетаются, перемещения подвижны, ноги действуют относительно много, позиции храбры, в жесткости содержится сила. ...
|
| |