Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Мэйхуачжуан /
|
Мэйхуачжуан" ("столбы сливы мэйхуа") - это сокращение от "ганьчжи уши мэйхуачжуан" ("стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа"). Другие названия стиля - "мэйхуачжуанцюань" ("кулак столбов сливы мэйхуа"), "мэйхуацюань" ("кулак сливы мэйхуа"). Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий и справочников по ушу.
Легенды стиля утверждают, что он является одним из древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца - к сыну, от сына - к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля - "фуцзыцюань" ("кулак отца и сына").
Первые документальные сведения о существовании этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII - началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань - один из лидеров восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина, который заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин - неизвестно.
К концу XIX века стиль уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдуо из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч) начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на "ихэцюань" ("кулак справедливости и спокойствия"). Восстание распространялось как пожар, ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем иностранные наблюдатели прозвали восставших "боксерами", а само восстание вошло в историю под названием "Боксерского восстания".
Странное название стиля - "столбы сливы мэйхуа" - объясняется тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась, и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей! Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость нижних частей ног.
1 2
Знаменитые мастера мэйхуачжуан
Ян Бин
Ян Бин из уезда Хуасянь провинции Хэнань, при династии Цин в годы правления под девизом Канси заведовал штабом столичного гарнизона, имел прозвище утаньхуа (такое звание давали тем, кто занял третье место на государственных экзаменах по военному делу). Знал мэйхуацюань. ...
|
О внутреннем ци
Внутреннее ци - это то, что в небесных канонах именуют изначальным ян, а среди медиков - изначальным ци. Содержится внутри тела, потому знаменитые в боевой подготовке и говорят: "внутреннее ци". Это ци прежненебесного Великого Единого. Священная тренировка - это "внешняя пилюля", боевая тренировка - "внутренняя пилюля", но без внешней пилюли достичь ничего не удастся....
|
О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы
Шэнь - это то что делает ци живым и светлым, шэнь трансформируется в ци. Трансформации ци без цзин не бывает, ци трансформируется в цзин. От рождения человек обладает прежненебесными цзин и кровью отца и матери, трансформирующимися в ци, ци трансформируется в цзин формируя тело....
|
О взаимопомощи жесткого и мягкого
Без трех точек опоры стоять невозможно, ци без двух предельных состояний не используется полностью. Это зовется "в переходе инь в инь есть ян, в переходе ян в ян есть инь". Когда стоишь на месте, то ци собирается, кровь концентрируется, следует использовать жесткий метод, а когда инь и ян чередуются, то ци и кровь растекаются, следует использовать мягкий метод....
|
О сопревращениях инь и ян
Дао неба и земли не минует инь и ян, сопревращения инь и ян исходят из естества природы. Потому покой в пределе переходит в движение - ян переходит в инь; движение в пределе переходит в покой - инь переходит в ян; после осени и зимы наступают весна и лето - сокрытие в пределе дает рождение...
|
О "поднимать", "остановиться", "достигнуть"
Это секрет ведения боя, а не метод тренировки. "Поднимать" означает, что прежде чем начинать бой следует сконцентрировать ци, наполнить живот до твёрдости, тело колышется резко и не останавливаясь....
|
О движении ци
Пусть он храбр и полон ци, невозможно чтобы он был одинаков со всех сторон. Прямое пресекает поперечное, поперечное пресекает прямое, первое ци (примечание: иероглиф `ци'также является и счётным словом, в этом случае он имеет смысл `раз', именно так его и надо понимать в этом месте) разрушает второе, второе разрушает третье, и вот он уже пытается уйти подальше, стремясь оторваться от моего прилипания....
|
О прохождении ци
Стоишь прочно - и храбрости нет преград, полагаясь на ци всего тела меняешь места. Но коль при применении ци не уходит, а уходит - все становится запутанно и невыгодно, значит не владеешь методами прохождения и ухода ци. Ци человеческого тела излучается из мин-мэнь, это - источник ци....
|
| |