Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Мэйхуачжуан /
Термин "пять форм" в названии стиля означает пять базовых позиций,в которых можно стоять на столбах: даши ("большая позиция", в ней центр тяжести немного смещен на заднюю ногу), шуньши ("позиция с одноименной рукой впереди", в ней центр тяжести смещен на переднюю ногу), аоши ("позиция с разноименной рукой впереди", подобна предыдущей, только корпус повернут вперед другим боком), сяоши ("малая позиция", в ней одна нога согнута до полуприседа, а другая висит в воздухе) и байши ("позиция потерпевшего поражение", в ней вес тела сильно смещен на заднюю ногу, которая сильно согнута в колене). Все приемы стиля осуществляются в процессе перехода из одной позиции в другую.
Помимо "пяти форм", которые используются в процессе непосредственного боевого контакта, в стиле есть еще "три метода", то есть три способа перемещения, использумые для приближения к противнику. Это байфа ("раскачивающийся метод", в его процессе боец кидается то вправо, то влево, не давая противнику возможности понять, с какой стороны последует атака), чэфа ("отступающий метод", при нем боец неожиданно разворачивается и продвигается с атакой спиной вперед) и чжафа ("кидающийся метод", при нем боец проскакивает рядом с противником, в момент выхода за спину разворачиваясь на 180 градусов и атакуя со спины). Согласно принципам стиля, необходимо запутывать противника перемещениями, он должен "словно попасть в туман и не иметь выхода".
При традиционном методе обучения первые три года новичок занимался только общефизической подготовкой. В частности, ему приходилось подолгу стоять в пяти канонических позициях для укрепления ног. После трех лет занятий в зависимости от прогресса решался вопрос - брать его в ученики, или не брать.
В качестве базы в стиле изучается комплекс "ла цзяцзы" - "построение каркаса". Он настолько длинный, что неподготовленный человек вряд ли сможет выполнить его полностью, и поэтому был разработан упрощенный вариант, в котором убраны все боевые приемы и оставлены только перемещения. После освоения базового комплекса в процессе парных упражнений ученик осваивает основные методы действий руками, приобретая навыки атак и защит.
Затем осваиваются комплексы "бафанбу" ("шаг на восемь сторон света"). Это три комплекса, предназначенных для тренировки специальных видов перемещений, котрые так и называются - "малый бафанбу" и "средний бафанбу". В "большой бафанбу" в качестве составных частей входяят оба предыдущих комплекса целиком, кроме того там имеется много других видов перемещений.
Вся дальнейшая тренировка происходит только в паре. В специальных упражнениях прорабатывается боевое использование приемов из изученных комплексов, а также развиваются качества, необходимые для ведения боя как один на один, так и одному против нескольких, как безоружных, так и вооруженных. 1 2
Знаменитые мастера мэйхуачжуан
Ян Бин
Ян Бин из уезда Хуасянь провинции Хэнань, при династии Цин в годы правления под девизом Канси заведовал штабом столичного гарнизона, имел прозвище утаньхуа (такое звание давали тем, кто занял третье место на государственных экзаменах по военному делу). Знал мэйхуацюань. ...
|
О внутреннем ци
Внутреннее ци - это то, что в небесных канонах именуют изначальным ян, а среди медиков - изначальным ци. Содержится внутри тела, потому знаменитые в боевой подготовке и говорят: "внутреннее ци". Это ци прежненебесного Великого Единого. Священная тренировка - это "внешняя пилюля", боевая тренировка - "внутренняя пилюля", но без внешней пилюли достичь ничего не удастся....
|
О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы
Шэнь - это то что делает ци живым и светлым, шэнь трансформируется в ци. Трансформации ци без цзин не бывает, ци трансформируется в цзин. От рождения человек обладает прежненебесными цзин и кровью отца и матери, трансформирующимися в ци, ци трансформируется в цзин формируя тело....
|
О взаимопомощи жесткого и мягкого
Без трех точек опоры стоять невозможно, ци без двух предельных состояний не используется полностью. Это зовется "в переходе инь в инь есть ян, в переходе ян в ян есть инь". Когда стоишь на месте, то ци собирается, кровь концентрируется, следует использовать жесткий метод, а когда инь и ян чередуются, то ци и кровь растекаются, следует использовать мягкий метод....
|
О сопревращениях инь и ян
Дао неба и земли не минует инь и ян, сопревращения инь и ян исходят из естества природы. Потому покой в пределе переходит в движение - ян переходит в инь; движение в пределе переходит в покой - инь переходит в ян; после осени и зимы наступают весна и лето - сокрытие в пределе дает рождение...
|
О "поднимать", "остановиться", "достигнуть"
Это секрет ведения боя, а не метод тренировки. "Поднимать" означает, что прежде чем начинать бой следует сконцентрировать ци, наполнить живот до твёрдости, тело колышется резко и не останавливаясь....
|
О движении ци
Пусть он храбр и полон ци, невозможно чтобы он был одинаков со всех сторон. Прямое пресекает поперечное, поперечное пресекает прямое, первое ци (примечание: иероглиф `ци'также является и счётным словом, в этом случае он имеет смысл `раз', именно так его и надо понимать в этом месте) разрушает второе, второе разрушает третье, и вот он уже пытается уйти подальше, стремясь оторваться от моего прилипания....
|
О прохождении ци
Стоишь прочно - и храбрости нет преград, полагаясь на ци всего тела меняешь места. Но коль при применении ци не уходит, а уходит - все становится запутанно и невыгодно, значит не владеешь методами прохождения и ухода ци. Ци человеческого тела излучается из мин-мэнь, это - источник ци....
|
| |