Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Каратэ / Шотокан каратэдо / Развитие Шотокан в России /
|
Во времена Хрущёвской оттепели в середине 60-х, когда международные контакты были достаточно широкими, с красивым фильмом Акиро Курасавы 'Гений дзюдо' 'каратэ-до' попало в нашу страну. Это время совпало с бурным развитием каратэ в мире. Шотокан - классический стиль, со времен основания и до сих пор Шотокан самый распространенный и отшлифованный стиль в мире. Он открыт и не имеет секретов - существует огромное количество книг (в том числе на русском языке) и видео продукции. Много выдающихся мастеров преподают Шотокан во всем странах мира. Стиль исключительно разнообразен: 'в Шотокан каждый находит то, что ищет' писал Гичин Фунакоши - основатель современного каратэ. Именно поэтому основу каратэ в бывшем СССР составляли группы Шотокан. Как и в своё время в Японии, студенчество активно начало осваивать новый вид спорта. Одни из первых секций были организованы в МГУ, в Университете дружбы народов, в институте Мориса Тереса, где начинали заниматься по методу Шотокан многие лидеры различных направлений в каратэ.
В 1970 году, в Токио, был проведён 1 ч-т Мира по каратэ-до по правилам иппон-шобу, т.е. по правилам Шотокан (что подтверждает авторитет и рост популярности Шотокан во всём мире), и состоялась учредительная конференция WUKO. Практически во всех странах стали проходить первенства и чемпионаты, создаваться сборные команды. Ну а в СССР? В 1973 году после первоначального непризна-ния, несмотря на растущее количество секций каратэ, руководство советского спорта запретило каратэ как метод физического воспитания. Естественно, запрет не подействовал, и многие спортсмены продолжали практиковать Шотокан. Это был настоящий бум. Однако попытка непрофессионалов изучать каратэ по книгам и фильмам не учитывала тончайшие методики, передающиеся от мастера к мастеру делающие стиль особенно эффективным. Философские, нравственные, этические и эстетические аспекты трактовались, мягко сказать, вольно, не говоря о базовой технике. Несмотря на запреты и отсутствие специалистов, количество подпольных секций продолжало увеличиваться. Отсутствие международных связей и информационный вакуум привели к искажению понимания сути Шотокан. Появились 'шиханы', сами себе надевшие 'черные пояса', и нигде в мире не существующие стили- пародии на Шотокан. 'Улучшенное' каратэ в последующие годы стало называться 'советским'.
Личные связи помогли Алексею Штурмину, руководителю одной из первых школ кара-тэ, добиться приказа Спорткомитета СССР от 13 марта 1978 года: 'О создании комиссии по борьбе каратэ', которую он и возглавил. В декабре 1978 года её работа завершилась созданием Федерации каратэ СССР. Был навязан, несомненно, удобный с точки зрения чиновников Спорткомитета курс на создание единого советского стиля каратэ. Не все могли попасть на семинары и пройти аттестации под контролем 'Центральной школы'. Ученики тех, кто не по-падал на эти аттестации и не стал официальным инструктором по каратэ, не могли участвовать в официальных соревнованиях. Создавались предпосылки для исключительного положения отдельных групп. Возникла практически закрытая система. Несоответствие правил международным, исключило возможность эффективно участвовать в мировом каратэ, облегчало достижение высоких результатов объективно не самым сильным спортсменам и работу неквалифицированным судьям. Да и, зачастую, предвзятость судей делали соревнования все менее интересными. Часто всё решала принадлежность к школе, а не спортивный уровень, поговаривали и о прямой подтасовке результатов. Первый чемпион Москвы в абсолютном весе Валерий Гусев, один из кумиров мальчишек- любителей каратэ того времени по непонятным причинам не выступал на чемпионате страны. Чемпионы СССР по ката, исполняли нигде в мире не известные и не канонизированные формальные комплексы.
Несмотря на административное давление, многие любители каратэ понимали всю несостоятельность 'советского' стиля. Игнорирование международного соревновательного опыта в технической подготовке спортсменов и судействе различных направлений каратэ и отсутствие должного медицинского контроля не раз приводили к гибели спортсменов на соревнованиях.
Но даже в этих условиях результаты работы были налицо. Три чемпионата СССР выявили ярких мастеров по кумитэ, которые могли бы в дальнейшем конкурировать на международных соревнованиях. Никакие попытки советских чиновников обезличить Шотокан тоже не имели успеха, многие спортсмены остались верными стилю и продолжали практиковать его. В РФ с конца 70-ых годов начали проводиться соревнования по правилам 'Шотокан', соответствующим международным.
В средствах массовой информации по-стоянно рекламирова-лись школы 'советского каратэ'. По данным Госкомспорта на 1983 год в только официально зарегистриро-ванных секциях занималось свыше 300 тысяч человек. Приходили практически все, : Но официальное каратэ не было готово к резкому притоку желающих заниматься. Зарубежные дипломы по каратэ не признавались, официальные аттестации не учитывали методик различных направлений в мировом каратэ. Не было системы подготовки специалистов, ни в одном институте не было ни кафедры, ни специального курса. Официальных инструкторов не хватало, кто не получил возможности тренироваться в раз-решенных секциях, находили 'неофициальные'. Разочаровавшись в 'советском каратэ', многие из уже аттестованных тренеров и спортсмены, не видящие в нём ничего интересного для себя, тоже уходили в 'подполье', которое росло, становилось все менее контролируемым и управляемым. Не разбираясь, спортивные чиновники признали каратэ идеологически вредным. Началась компания дискредитации лидеров. Период интереса широких масс и усиленной рекламы, несмотря на отсутствие грамотных специалистов, закончился гневными протестами общественности в прес-се против каратэ.
Наличие странных чёрных поясов и специалистов, отсутствие признания мировой общественности, нежелание спортивных чиновников развивать высоко популярный вид спорта привело к запрету каратэ.
1 2 3
: 593 В тему:
Развитие Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране
У истоков развития Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране бессменно стоит Михаил Владимирович Крысин, имеющий 6-й дан по Шоринзи-рю и 6-й дан по Косики каратэ, который является Вице-президентом Всемирной Федерации, международным судьей высшей квалификации "А", членом тренерского и судейского комитета Всемирной Федерации, ему присвоено высокое, почетное звание "Шихан" (Глава стиля)....
|
Киокушин в России
РНФОКК регулярно проводит сборы с участием российских и японских инструкторов, аттестации тренеров и спортсменов на ученические и мастерские степени и разряды в соответствии с международными программами и требованиями, а также судейские семинары, соревнования и турниры по Ояма Киокушинкай каратэ-до....
|
Сито-Рю в России
В СССР каратэдо Сито-рю зародилось благодаря Тэцуо Сато - прямому ученику Мандзо Ивата. Тэцуо Сато жил в СССР с 1968 по 1984 годы. Учась в университете дружбы народов им. П.Лумумбы, Сато-сэнсэй преподавал каратэдо Сито-кай. Мастерство Сато-сэнсэя, его дар учителя способствовали неуклонному росту числа его учеников с каждым годом. ...
|
Кобо-Дзюцу в России
Наконец - то в России был проведен 1 чемпионат России по Кобу-джицу. Он состоялся 25 февраля 2001 года в ЦСКА, Дворце Единоборств, посвященный празднику 'День Защитника Отечества'....
|
Кэндо в России
Впервые на публике Кендо было показано в МГУ в 1964 году, после этого был перерыв длинной в четверть века, потому что идеологическими "экспертами" СССР того времени, Кендо было признано, пропитанным самурайским духом японского милитаризма и чуждым мировоззрению советского человека. Человеком, который первый показал Кендо, был Владимир Александрович Янушевский....
|
Иайдо
Возможно, одна из самых ранних школ, которая начала развивать систему быстрого обнажения меча, была основана приблизительно в 1460 г, и ее основателем был Изаса Чёисаи...
|
Специальный метод МВД
Слиманьский был лучшим борцом СССР за последнее десятилетие. Работая в МВД, он не выступал на международных соревнованиях, но ежедневно тренировался. ...
|
Кастовая метаморфоза советской армии
Государство - не какое-то абстрактное, идеальное, нет, конкретное, исторически фиксируемое, из которого последовательно и непрерывно сложилась та социальная форма, в которой живем мы все сегодня - было создано военными, управлялось военными, обновлялось военными, упускалось военными, снова отвоевывалось военными....
|
| |