Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Ушу без дефиса /
|
Середина 80-х ознаменовалась бурным распространением различных видов восточных единоборств на территории нашей страны. Секции, клубы, школы одни за другими стремились удовлетворить растущий интерес публики. Периодические издания публиковали обширные статьи и краткие очерки, посвященные истории и теории боевых искусств. Предлагались и систематические циклы публикаций с описанием движений различных стилей и видов единоборств. Казалось, все благоприятствовало тому, чтобы боевые искусства получили мощный толчок к развитию во всем своем многообразии.
Однако прошло пару лет, и бурный энтузиазм многих любителей единоборств сменился глубоким разочарованием. Различные публикации, телепередачи, кино-, видеофильмы рекламировали великолепные достижения знаменитых мастеров, в то время как техника доморощенных тренеров поражала необыкновенным убожеством и несовершенством. Часто за "солидными" высказываниями о глубоком внутреннем смысле и достижении новых горизонтов сознания через овладение боевыми искусствами, скрывалось полное незнание сути излагаемого предмета, желание утвердиться в качестве всезнающих и авторитетных специалистов в никем не регламентируемой области. Проблема эта не нова и характерна, практически, для любой сферы деятельности в начале ее развития. Но, так или иначе, многие боевые искусства были дискредитированы в глазах общественности. Возникло представление о недееспособности, оторванности от реальных условий и неприспособленности многих систем единоборств к жестким меркам рукопашного боя. В результате к тому моменту, как появились действительно высококвалифицированные отечественные знатоки восточных единоборств, в среде любителей и специалистов физкультуры и спорта распространилось мнение о строго коммерческой направленности занятий в секциях боевых искусств и профессиональной некомпетентности большинства инструкторов и тренеров. Ушу, как и другие виды единоборств, немало пострадало от подобных взглядов и до сих пор остается окутанным ореолом таинственности, неоправданного мистицизма, вызванного обилием, но никак не обоснованностью и объективностью имеющейся информации. Поэтому представляется целесообразным разъяснить хотя бы некоторые, наиболее распространенные вопросы, касающиеся ушу как уникального и самобытного явления китайской культуры.
Прежде чем начать разговор о сути и содержании ушу, разберемся в терминах "ушу" и "кунгфу". Долгое время под влиянием публикаций, переведенных с западных языков, а также ряда кино-, видеофильмов, в среде любителей восточных единоборств бытовал термин "кунгфу". Он применялся для обозначения всего спектра китайских боевых искусств. К слову заметить, был столь популярен, что даже в Гонконге и некоторых странах Юго-Восточной Азии появились объявления о школах, в которых преподается "настоящее китайское кунгфу". Подобные плакаты-объявления были рассчитаны, главным образом, на не особо просвещенных в этой области, не в меру доверчивых западных энтузиастов боевых искусств.
На Востоке бытует мнение, что обмануть европейца не является зазорным. Белые хотят изучать кунгфу и платят за это деньги - хорошо, их научат и заверят при этом в строгой сакральности и истинности полученных знаний. Выдадут красочное удостоверение или сертификат с непонятными, но красивыми иероглифами, присвоят мастерскую степень, подтвержденную вручением пояса любой расцветки, вплоть до серо-буро-малиновой. Но вернемся к истории возникновения термина "кунгфу". В последнее время в ряде публикаций уже неоднократно указывалось, что слово "кунгфу" возникло как искаженная транскрипция китайского термина "гунфу". Его содержание в родном языке довольно объемно и трудно поддается адекватному переводу. Первоначально слово употреблялось в значении "время" или " долгая работа, выполненная с истинным мастерством", "драгоценное, с умом проведенное время".
В VII в. термином "гунфу" в летописях стали обозначать успех правителя, мудреца или другого достойного человека, плоды деятельности которого пошли на пользу общества. В XII веке в китайской философии "гунфу" обозначает высший этап совершенства при занятиях медитацией. И только в XVII в. слово стало общим названием боевых искусств и получило распространение в среде тайных обществ и религиозных сект, типа Байляньцзяо ("Белый лотос"). В конце XIX - начале XX века особо широкое распространение получили термины "уи" ("воинское искусство") и "гошу" ("национальное искусство"), а термин "гунфу" использовался в среде знатоков боевых искусств в значении "прилежание", "глубокое постижение", "истинное мастерство" для обозначения степени проникновения во внутреннее содержание воинского искусства. "Ушу" ("боевое искусство" или "боевая техника") долгое время оставался синонимом военной науки в целом, включавшей в себя фортификацию, стратегию, тактику, умение управлять и маневрировать войсками и т.д. Только после реформы 1953 года слово "ушу" заменило общий и расплывчатый термин "гошу" и стало общепризнанным в среде китайских специалистов боевых искусств.
Что касается написания и транскрибирования китайских наименований, то этой проблеме также уделяли немало внимания на страницах различных публикаций. Так признанный отечественный авторитет в области ушу востоковед А.А. Маслов (знакомый широкой публике благодаря участию в цикле телепередач, посвященных этому боевому направлению, в рубрике "Вокруг света", "Клуба путешественников") в ряде статей указывает на необходимость строгого соблюдения единых лингвистических норм при транскрибировании китайских терминов. В частности "ушу" надлежит писать одним словом без дефиса. Аналогичные проблемы возникают при написании китайских терминов "Тайцзи" (часто заменяемое на "тайчи"), "ци" ("чи", и подобные "перлы"), "багуа" ("па куа", имеющее в китайском языке вообще неприличное звучание), "цайлифоцюань" (широко известный благодаря ряду публикаций в журнале "Техника молодежи" как "чой-ли-фут"), "хунцзяцюань" (знакомый многим в гуаньдунском варианте транскрипции "хун-гар"), "чанцюань" ("чань" - направление буддизма, не имеющее к стилю "длинный кулак" никакого отношения) и т.д. Таким образом, можно сказать, что постичь "гунфу" ("истинное мастерство") можно и в работе повара, врача и даже дворника. Следовательно, нельзя использовать термин "гунфу" отдельно для обозначения занятий боевыми искусствами. Уже по написанию термина "ушу" в объявлении о наборе в секцию можно судить о том, насколько специалист, ведущий занятия, ознакомлен со сложившейся традицией боевых искусств.
: 389 В тему:
Ушу
Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования. ...
|
Что мы знаем об Ушу
Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. ...
|
Ушу сегодня
Не одну тысячу лет насчитывает история Китая, полная столетиями воин и веками мира и гармонии, цветущими царствами и опустошительными набегами. Тысячи поколений рождались и уходили в небытие, оставляя следы и вехи для идущих за ними. Появлялись религии, и медленно струились время и культура по Шелковому Пути. ...
|
Историческая справка
Родиной кикбоксинга являются США. Там в конце 1960-х - начале 1970-х годов начали проводиться бои в полный контакт....
|
Гимнастика или боевое искусство
Нередко приходится слышать тезис о чисто спортивно-гимнастической или оздоровительной направленности ушу, о его несостоятельности как боевой системы. ...
|
Шаолиньские воины и нирвана в бою
Любите ли вы Брюса Ли и его яростные кулаки? Вы не одиноки - явно неравнодушны к нему были и боги, которые, как известно, забирают своих любимцев молодыми. После ранней смерти Брюс стал легендой, в этом статусе он пребывает и поныне....
|
Монахи вместо армии
Наверняка каждый любитель боевых искусств слышал о знаменитом Шаолиньском монастыре и мечтал там побывать. И хотя я не отношу себя к страстным поклонникам яростных кулаков, но путешествие в Шаолинь полагала обязательным. Ведь даже с точки зрения исторической здесь есть что посмотреть....
|
| |