Главная страница / Боевые искусства славян / Боевые сказки северо-западной Руси /
|
В Русской культуре отсутствуют письменные памятники, подобные древним военным наставлениям и учебникам по единоборствам. Но это не значит, что боевого искусства не было.
Вероятно, никто не будет возражать против того, что у русских существует очень сложная и самобытная инструментальная и песенная традиция, малоизученная, но хорошо сохранившаяся народная хореография, а ведь текстов с нотными записями попросту не было, и сейчас, практически невозможно записать, не искажая, европейской нотной грамотой, русскую песню, передать самобытные способы звукоизвлечения. Учебники по русской хореографии начали появляться лишь в конце XIX - го века, да и то в "окультуренном", а позже "культпросветовском" исполнении, а ведь плясали и до этого, и точно так же, как в конце XX-го века.
Традиция передавалась устно: "от сердца - к сердцу, из уст - в уста", при этом не происходило искажения, так как обычай очень требователен к аутентичности.
"Слово о полку Игореве" нашли, не поверили в его достоверность; О существовании былинного эпоса, просвещенная интеллигенция узнала лишь к середине XIX - го века; На мудрость древней иконописи, обратили внимание в начале XX- го века; Гусли, оказывается, дожили до конца двадцатого века и были найдены и описаны, изучены способы игры на них. В 80 - х и 90 - х, более трёхсот гусляров было обнаружено фольклористами Петербургской консерватории; Теперь, в 90 - х, вдруг заспорили о наличии у русских, боевых искусств. Опять слышится: " Не могли они этого иметь, а если и было что, то уж что - нибудь недоразвитое". Не устаю удивляться на идущую сквозь века, традицию "Моськиного племени".
- Ай, да моська!
- Знать, она сильна!?..
Тексты есть. Они сохранились в устной сказочной традиции и, слава Богу, дошли до нас.
На протяжении времени, в среде непосвящённых, происходил процесс искажения и забывания исходного смысла древних мифов и историй. То же самое произошло и с нашими боевыми сказками.
Это обыкновенные сказки известные, наверное, всем детям, но в прежние времена, боевое значение их, открывалось юношам, по необходимости, после совершеннолетия. В преданиях бузы до нас дошли, только девять таких сказок, а ещё четыре нам рассказал князь Борис Васильевич Голицын, несколько было рассказано характерником Черноморского казачьего войска. Может быть, повезет, и мы найдём ещё.
Нам не известно, сразу ли эти сказки были созданы как воинские тексты или боевым смыслом они были наполнены позднее, до нашего времени они дошли в виде обычных сказок со скрытым воинским смыслом, который объясняется устно, в артелях кулачных бойцов.
: 479 |