Главная страница / Боевые искусства Востока / Корея / Чхарёк /
Боевое искусство чхарёк ныне является практически утраченным. Создателями чхарёк считаются корейские горные отшельники-сонин. В основе системы духовного и физического самосовершенствования этих отшельников лежало концепция единства человека и природы. Стремясь реализовать такое единство, отшельник удалялся в горы, где все его существование подчинялось естественным природным ритмам и законам. Отшельник спал летом на траве, а зимой на снегу, жилищем ему служил плетеный шалаш, защищавший лишь от дождя и снегопада, одеждой - шкуры диких животных. Суровые условия жизни сочетались с интенсивной йогической практикой, включавшей, например, медитацию под ледяными струями водопада. Питался отшельник дикими ягодами, плодами, кореньями, травами, а также настоями из сосновой хвои и коры некоторых видов деревьев. Видное место в его рационе занимали древесные грибы (славящиеся своими лечебными свойствами) и вытяжки женьшеня. После ряда лет жизни в подобных условиях тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу обходиться без пищи и сна. Его руки и ноги наливались мощной силой и не знали усталости, чувства обострялись настолько, что зрением, слухом и обонянием он мог соперничать со многими дикими животными. Но хотя такой человек обретал звериную чувствительность и интуицию, его дух оставался спокоен. Более того, отшельник обретал способности к целительству, ясновидению и гипнозу. Глубинное постижение природы давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника, и использовать её по своему усмотрению, в том числе для самозащиты от хищников на четырех и на двух ногах...
В настоящее время единственным источником сведений по чхарёк служит книга Ёк Бальсана "Рукопашный бой по системе чхарёк", изданная в Республике Корея в 1985 году. Ее автор родился в 1922 году в провинции Чхунчхон, в 1946 году удалился в горы желая постичь чхарёк. Кто был его наставником - неизвестно. С 1959 года Ёк Бальсан открыл свой зал в городе Тэджон - административном центре провинции Чхунчхон. В 1972 году он побывал с демонстрационными поездками в США и Таиланде, одержал ряд побед в поединках с мастерами муай-тай.
Согласно Ёк Бальсану, слово "чхарёк" правильно следует переводить как "помогающая сила". Смысл занятий чхарёк - развитие способностей человека, пробуждение его внутренних резервов.
По мнению Ёк Бальсана, Вселенная состоит из мельчайших частиц, называемых им "часоджа". Каждая из них во столько раз меньше нейтрино, во сколько раз нейтрино меньше атомного ядра. Непрерывное взаимодействие этих частиц между собой по неведомым нам законам внешне воспринимается как превращение одних химических элементов и видов энергии в другие. В человеческом организме часоджа превращается в чонсо - психическую энергию. Этот процесс осуществляется в клетках адаптации, расположенных в среднем мозге.
Тренинг по системе чхарёк направлен на то, чтобы человек мог все большее количество протекающей сквозь него энергии часоджа превращать в чонсо, все в большем объеме хранить чонсо в своих нервных клетках и все более рационально использовать в различных целях. В свою очередь, это существенно расширяет возможности тела, так как резко возрастает скорость передачи сигналов по нервам, а мозг значительно эффективнее управляет любыми участками организма. Мышцы при этом не увеличиваются в объеме, но становятся более "качественными".
Ёк Бальсан указывает, что психофизический тренинг по системе чхарёк предусматривает достижение трех уровней знаний и умений, называемых соответственно "Земля", "Воздух" и "Небо". В свою очередь, каждый из этих уровней включает десять этапов, или "шагов" совершенствования. Первый уровень - это овладение искусством рукопашного боя. Ведь чхарёк, как уже было сказано, стремится к восстановлению единства человека с природой, к тому, чтобы он мог использовать свои телесные и духовные возможности не частично, а на все сто процентов. Что больше всего препятствует этому? Ответ известен давно: мешает скованность, "зажатость" человеческого ума множеством норм, понятий, условностей, привычек и догм. Словом, мешает все то, что составляет цивилизованное, культурное, интеллектуальное начало в человеке. Для того, чтобы стать естественным, раскрепощенным, спонтанно действующим существом, руководствующимся своим чувством, а не логикой, и в этом смысле похожим на дикого зверя (но в то же время по-прежнему оставаясь человеком), необходимо ослабить это цивилизованное, культурное начало, и дать приоритет биологическому, природному началу. Именно в этом заключается подлинный смысл "слияния с природой", а не в смене внешних условий жизни. Иначе можно уйти в горы или в леса, и прожить там целую жизнь, ни на шаг не приблизившись к желаемой цели! Установлено, что за "культуру" (понимаемую как систему условных понятий) в человеческом мозгу "отвечает" левое полушарие, осуществляющее словесно-логическое мышление (напомним, что животные не владеют ни словами, ни логикой). В то же время правое полушарие обеспечивает ориентацию в пространстве, моторику и моторную память, образное восприятие действительности и реакцию на нее посредством эмоций, мимики и движений. Говоря языком современной науки, правое полушарие "заведует" наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. Но преобразование часоджа в чонсо у современных людей гораздо быстрее происходит в левом полушарии, чем в правом. Отсюда - дисгармония между телом и разумом, столь характерная для мира цивилизации. Следовательно, для "возврата к природе" необходимо снизить активность левой части головного мозга и усилить деятельность правой. Занятия рукопашным боем, развивающие способность к пространственно-ситуативной ориентации, двигательные качества, а также целостное восприятие окружающей обстановки и мгновенное реагирование действием на любые изменения в ней, как ни что другое способствует усилению активности правого полушария. В соответствии с вековыми традициями, практика рукопашного боя дополняется в чхарLк медитациями, "опустошающими" сознание, "убирающими" из него все мысли, что объективно влечет за собой снижение активности левого полушария. Таким образом, есть глубокий смысл в том, что путь совершенствования начинается с рукопашного боя.
1 2
: 287 |