Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Северные стили / Шуйхуцюань /
Одним из самых "боевых" литературных произведений Китая бесспорно является средневековый роман Ши Найаня "Речные заводи". Он повествует о жизни 108 "удалых молодцев" из разбойничьего стана в горах Ляншаньбо и их борьбе с центральным правительством. Роман изобилует описаниями боевых сцен. Вот некоторые примеры:
Все еще продолжая смеяться, Ван Цзинь произнес:
- Боюсь, как бы мне не причинить какого-нибудь вреда вашему сыну, это было бы с моей стороны черной неблагодарностью.
- Не беспокойтесь об этом! Если вы даже переломаете ему руки и ноги, он получит только то, что заслужил...
- В таком случае заранее прошу прощеия! - отозвался Ван Цзинь и с этими словами подошел к подставке, на которой было развешано оружие. Выбрав себе палицу, он вышел на площадку и сделал боевой выпад. Увидев это, юноша ринулся на Ван Цзиня. Но тот, волоча за собой палицу, отбежал. Вращая своей палицей, юноша бросился за ним. Ван Цзинь обернулся и, замахнувшись, ударил по пустому месту. Юноша прикрылся своей палицей, но Ван Цзинь не ударил его, а только слегка дотронулся палицей до его груди, и этого толчка было достаточно, чтобы юноша выронил оружие и упал навзничь.
Ши Цзинь тоже вскипел. Взмахнув мечом, он пришпорил коня и ринулся в бой. Чэнь Да вытянул свою лошадь плетью и, с пикой наперевес, бросился навстречу Ши Цзиню. Завязался бой. Долго противники безрезультатно бились друг с другом, пока Ши Цзинь не сделал вид, что промахнулся. Когда же противник направил ему пику прямо в сердце, он с быстротой молнии отстранился, и копье Чэнь Да зацепилось за его одежду. Сам Чэнь Да, не удержавшись, повалился прямо на Ши Цзиня. Тогда Ши Цзинь мгновенно протянул проворные, как у обезьяны, руки, выгнул спину, подобно волку, и, схватившись за копье врага, стянул его с расшитого узорами седла. Ухватив Чэнь Да за тканый пояс, Ши Цзинь швырнул его на землю. Лошадь Чэнь Да умчалась, как ветер.
Ши Цзинь приказал связать пленника. Поселяне накинулись на разбойников и обратили их в бегство.
Держа в правой руке нож, мясник подбежал и хотел левой рукой схватить Лу Да, но тот, улучив момент, поймал его за руку и с такой силой пнул в живот, что Чжэн тяжело рухнул на землю.
С этими словами они стали наступать на него, решив, что один схватит Чжишэня за левую ногу, а другой - за правую. Но Лу Чжишэнь не стал ждать и так наподдал Лисы правой ногой, что тот кубарем полетел в яму. Чжаньсань хотел было улизнуть, но Лу Чжишэнь и его настиг ударом левой ноги; так оба мошенника оказались в грязной яме.
Боясь, что пыл его пройдет, он начал проделывать палицей самые сложные выпады. Один из приемов назывался "поджечь факелом небо". Линь Чун же подумал: "Господин Чай желает, чтобы я победил Хуна". И, взяв палицу за середину, тоже начал выделывать ею сложнейшие приемы, один из которых назывался "искать змею в траве". В это время Хун крикнул:
- Давай, давай! - и выставил палицу вперед. Линь Чун немного отступил. Тогда Хун сделал шаг вперед и, подняв палицу, описал ею в воздухе дугу. Линь Чун, заметив, что его противник забыл порядок приемов, рывком выбросил свою палицу снизу вверх. Не успел Хун отразить удар, как Линь Чун одним прыжком перевернулся на месте и со всего размаху нанес ему удар в берцовую кость. Оружие вылетело из рук врага, а сам он с шумом повалился на землю.
Затем командующий подошел к павильону и сказал Лян Чжуншу:
- Разрешите обратиться, милостивый господин! Эти воины выбрали чрезвычайно опасное оружие. Оно годится для уничтожения разбойников, но не для состязания в военном искусстве. Применение подобного оружия в соревнованиях может закончиться печально. В лучшем случае они ранят друг друга, а в худшем - один из них погибнет! От всего этого войску будет один вред. Поэтому я предлагаю снять наконечники с пик и заменить войлочной обмоткой, а концы пик вымазать известью. Участники состязания должны одеться в плотные кафтаны из черного сукна, чтобы от удара пикой на них оставались пятна. Тот, у кого пятен окажется больше, и будет считаться победителем. Я думаю, что только так они и должны состязаться друг с другом.
- Вы правы, - согласился Лян Чжуншу.
Затем была подана команда. Соперники отъехали за павильон, сняли наконечники с пик и концы пик обмотали войлоком, так что они стали походить на опухшие суставы. Затем противники переоделись в черные кафтаны, обмакнули концы пик в бадью с известью и, сев на коней, снова выехали на учебное поле.
Чжоу Цзинь сразу же пришпорил своего коня и, взяв пику на изготовку, ринулся навстречу Ян Чжи. Последний также пустил своего коня вскачь и приготовился встретить Чжоу Цзиня. Начался бой. Противники то налетали друг на друга, то разъезжались в разные стороны, то снова схватывались так, что издали казались сплошной массой и нельзя было различить ни седоков, ни коней. Уже раз сорок, а то и пятьдесят съезжались противники. Взглянув на Чжоу Цзиня, можно было подумать, что его обрызгали бобовым сыром, до того много было на нем следов от ударов пикой. Что же касается Ян Чжи, то у него было лишь одно белое пятно на левом плече. Лян Чжуншу ликовал.
Симэнь Цин, видя, как разъярен его противник, сделал вид, быдто замахивается на него, а сам тем временем нацелился правой ногой в У Суна. Но тот, заранее разгадав маневр Симэнь Цина, отклонился чуть в сторону, и удар пришелся ему как раз в правую руку, отчего кинжал, который он держал, вылетел в окно далеко на середину улицы.
Увидев это, Симэнь Цин расхрабрился. Сделав вид, что хочет ударить У Суна правой рукой, он сжал в кулак левую и нацелился противнику прямо под ложечку. Однако У Сун и тут успел увернуться и, воспользовавшись моментом, обхватил Симэнь Цина левой рукой за шею, правой за левую ногу и, приподняв его в воздух, с криком: "Туда тебе и дорога!" - выбросил из окна.
Однако увидев У Суна, Цзян Мэньшэнь решил, что тот пьян, и, уверенный в легкой победе, ринулся вперед. Медленно рассказ ведется, н быстро происходят события. У Сун сжал кулаки, размахнулся, будто хотел ударить Цзян Мэньшэня в лицо, и вдруг повернулся и побежал прочь. Цзян Мэньшэнь рассвирипел и бросился за ним. На бегу У Сун так двинул его ногоу, что Цзян Мэньшэнь схватился обеими руками за живот и присел на корточки. Тогда У Сун повернулся и ударил Цзян Мэньшэня правой ногой в висок, и тот навзничь упал. Затем У Сун наступил ему на грудь ногой и своим тяжелым, как молот, кулаком принялся дубасить Цзян Мэньшэня по голове.
Здесь необходимо рассказать, что прием, с помощью которого У Сун победил Цзян Мэньшэня, называется "Шаг нефритового кольца и ноги уток-мандаринок" - все дело в том, чтобы вовремя использовать ложный выпад и затем, повернувшись, ударить левой ногой. После этого надо снова обернуться и со всей силы ударить правой ногой.
Прием этот был не из легких, но У Сун отлично знал его, так как тренировался всю свою жизнь.
Стиль шуйхуцюань происходит с севера Китая. При династии Цин в годы правления под девизом "Юнчжэн" (1723-1735) в императорской страже служил человек из провинции Хэбэй (фамилия и имя неизвестны), который знал эту технику. В годы правления под девизом "Сяньфэн" (1851-1861) этот стиль знал Хоу Лаоли. На 27-й год правления под девизом "Гуансюй" (1875-1908) он передал традицию Инь Туну. Инь Тун преподавал в Наньпи и Юйчэне, у него это искусство изучили Хэ Пицзинь, Хэ Пичжань, Хэ Пилин, Чжао Цзяньхоу, Ду Мингао, Ван Юаньгуан. Инь Тун в совершенстве владел "внутренней работой", о чем до наших дней передаются удивительные истории.
Хэ Пицзинь широко прославил стиль. Его ученик Сянь Вэйцзюнь до 1986 года жил в США, распространял стиль в США, Вьетнаме, Лаосе.
В шуйхуцюань есть как комплексы без оружия, так и комплексы с оружием, как одиночная тренировка, так и тренировка в паре. Комплексы короткие и содержательные, нет показательных движений, все просто и безыскусно, направлено на реальный бой.
: 143 |