Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Мусульманские стили / Бацзицюань /
|
Один из видов кулачного искусства. Полное название - "Каймэнь бацзи цюань" ("Кулак раскрытия врат восьми пределов"), еще называют "Юэшань бацзи цюань" ("Юэшаньский кулак восьми пределов").
"Каймэнь" ("раскрытие врат") говорят потому, что сутью техники являются 6 методов раскрываний ("лю да кай" - "6 больших раскрываний"), нацеленных на разбивание дверей (то есть защит) противника. Термин "бацзи" ("8 пределов") очень древний. "Хуайнаньцзы" гласит: "За девятью областями (древнего Китая) лежат восемь пространств, за восемью пространствами - восемь простираний, за восемью простираниями - 8 их пределов". "Хоуханьшу" гласит: "Широко распростерлись большие дороги, достигая восьми пределов". "Юэшань" говорят потому, что по преданию он произошел из храма Юэшань, что в уезде Цзяоцзуо провинции Хэнань.
Бацзицюань раньше писали 'бацзы цюань' ('кулак иероглифа 'восемь'') или 'бацзы цюань' ('кулак мишени'). В труде времен минской династии "Цзисяо синьшу" в разделе "кулачный канон" упоминается 'бацзы цюань гунь', что указывает на бацзи цюань.
Создатель бацзицюань неизвестен. Во время династии Цин наибольшее количество занимавшихся бацзицюань насчитывалось в уезде Цан провинции Хэбэй. В соседних уездах Яншань, Наньпи и Нинцзинь также имелись люди, занимавшиеся бацзицюань.
В хрониках встречаются две версии о создании бацзицюань. Из "Цансянь чжи" ("Хроники уезда Цан") следует, что неизвестный даос по фамилии Лай во время династии Цин с 51 года царствования под девизом "Канси" (т.е. с 1712 г.) 10 лет преподавал кулачное искусство, и передал искусство У Чжуну из деревни Хоучжуанкэ уезда Даюнь провинции Хэбэй.
Согласно другой версии даоса, что обучал У Чжуна, звали Чжан. Он был настоятелем монастыря Юэшань в уезде Цзяоцзуо провинции Хэнань. После того, как монастырская кумирня сгорела дотла, он покинул монастырь. Увидев, как У Чжун преподает '100 движений восьми шестов' (приемы рубки шестом), он тут же схватил большой шест и уколол им шест У Чжуна. После этого У Чжун прекратил преподавать, остался жить около Чжан Юэшаня, и научился у него бацзицюань ('каймэнь бацзи' - ' открытие врат восьми пределов') и да люхэ гунь(большой шест шести соединений).
После того, как семья У переехала в селение Мэнцунь уезда Цансянь, оно постепенно стало центром распространения бацзицюань. У Чжун передал стиль своей дочери У Жун. После У Жун бацзицюань разделился на две ветви. Первая - это представители самой семьи У и их ученики, эта ветвь продолжает передаваться и ныне, крупнейшими знатоками считаются У Нань и У Шикэ. Их близкие родственники оказали большое влияние на Ма Фэнту, обучили многих людей. Другая ветвь образовалась после того, как Ван Сы, изучив бацзицюань в Мэнцунь, передал его Чжан Кэмину из Лотун, а Чжан обучил Хуан Сыхая и своего сына Чжан Цзинсина. Чжан Цзинсин обучил многих людей, крупнейшие из них - Ли Шувэнь, Ма Инту, Хань Хуачэнь, Чжан Юйхэн (сын Чжан Цзинсина). Благодаря Ли, Ма и Ханю бацзицюань из Мэнцунь распространился по всему Китаю.
Движения в бацзицюань лаконичные, параллельно используются длинное и короткое, начало движения резкое, сталкивание, опирание, обвязывание и бросок внезапные, повторяется использование локтей, низ стабилен. Используемые типы цзин: бэн (обрушивать),хань (шатать), ту (прорывать), цзи (ударять), ай (проталкиваться), чуо (тыкать), (цзи (выдавливать), као (опереться), а также чжуанкаоцзин (цзин сталкивания и опирания) и чуанькуньцзин (обматывающе-обвязывающая цзин); все они имееют специфичное дыхание, скоординированное с выбросом цзин. Во время выброса цзин происходит два "сморкающих" звука, сопутствующих разрушительной силе ци. Движения в бацзицюань стремительные и энергичные. В выработке цзин используются принципы 'обвал сотрясает выступ', 'используя короткое, созда- вай длинное'.
Форма тела в бацзицюань подчиняется правилу 'держи корпус прямо, используй позвоночник как ось'. Формы шагов: мабу, баньмабу, гунбу, сюйбу. Техника шагов: специфические 'няньбу' ('размалывающий шаг'), 'мобу' ('трущий шаг'). Техника рук: чэн чжан (отталкивающая ладонь), пишань чжан (ладонь разрубающая гору), цыма чжан. Боевая техника: да (бить), шуай (бросать ру- ку как плеть), на (ловить, держать), туй (толкать). Очень многие движения используют плечи, спину, локти, таз. Комплексы в бацзицюань небольшие, но содержательные. Сутью техники бацзицюань являются людакай ("6 больших открываний", другое название - 'лю дакай' - "6 пробиваний", т.е. дин (бодать), бао (обхватывать), дань (нести на шесте или коромысле), ти (держать, нести), куа (перешагнуть), чань (мотать)), и бадачжао ("8 больших приемов"). В таолу входят лючжоутоу ("6 кончиков локтей"), бацзи сяоцзя ("малые подпорки бацзи"), иншоу цюань ("кулак отвечающих рук" (48 больших подпирающих блоков, 64 техники рук)), бацзи синьцзя ("новые подпорки бацзи"), бацзицюань (также именуемое "бацзи дуйцзе" - бацзи дуйлянь), гунгун бацзи ("бацзи стальной работы"), бацзи шуангуй ("две колеи бацзи"). Комплексы с оружием: ечжань дао (широкий меч ночного боя), ти лю пяояо дао (нести широкий меч развевающейся ивы), люхэ да цян (большое копье шести соединений), люхэ хуа цян (расцветающее копье шести соединений), ляньхуань цзянь (непрерывный меч), цзю гун чунь ян цзянь (меч девяти дворцов чистого ян), даньчжи гоу (одиночный крюк), бацзи цзянь (меч бацзи), синьчже бан (монашеский посох), а также тренировочные бои с применением большого копья (дуйчжа далюхэ - "взаимные уколы бодьших шести соединений") и ечжань цзю мэнь шисань даодянь (ночной бой девяти врат тринадцати колющих широких мечей).
: 176 |