Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Неистовый боец Мотобу /
Но противник вновь уклонялся или блокировал удары. Помучавшись еще несколько минут, Хоригути сдался, поняв, что с таким противником ему не справиться. А довольный Мотобу гордо и без малейшей тени скромности заявил: "Я - единственный представитель рюкюских боевых искусств в Японии".
Узнав об этом случае, Кониси поспешил разыскать Мотобу и попроситься к нему в ученики. Через некоторое время он был так зачарован реальностью боевого искусства в исполнении Мотобу, что прекратил занятия в додзё Фунакоси, навсегда получив клеймо "предателя".
Кониси сделал для пропаганды стиля Мотобу очень многое, начиная с того, что поселил мастера, испытывавшего большие финансовые трудности, в своем доме и стал его переводчиком. Он даже основал "Общество поддержки Мотобу Тёки", организовал демонстрации окинавского бойца во многих токийских университетах, из личных сбережений выплачивал ему значительные гонорары. За это Мотобу Тёки щедро делился с ним своими знаниями. Так что злые языки даже стали поговаривать, будто "Кониси использует Мотобу".
Большую помощь мастеру оказал также его давний окинавский ученик Кокуба Косэй (Куниба Юкимори). Кокуба - уроженец Нахи (родился в 1901 году), начал заниматься у Мотобу в 14 лет. В 1924 он переехал в Токио, а оттуда, в 1940, в Осаку, где стал обучаться стилю Мотобу. В 1943 году он открыл собственное додзё, получившее название "Сэйсин-кан". Также как и Кониси, он предоставлял свое жилье и зал в распоряжение Мотобу и Мабуни Кэнва. Однако все усилия товарищей и учеников были тщетны. Мотобу никак не удавалось открыть собственное додзё.
Хотя Мотобу было уже за 60, его боевой пыл еще не угас. Известно, что в 1932 году, когда ему было 62 года, Мотобу Тёки по приглашению окинавской общины отправился на Гавайские острова, чтобы померяться силами с тамошними боксерами и борцами. Его приезд всколыхнул всех окинавских иммигрантов, жаждавших стать свидетелями подвигов своего соотечественника. Однако бои с местными бойцами они организовать не успели: прознав о скандальной репутации Мотобу и почуствовав, что дело пахнет настоящим побоищем, гавайские власти поспешили объявить каратиста персоной нон грата и выдворить с островов.
И все же признание к Мотобу пришло. После 1932 года, во многом благодаря усилиям Кониси Ясухиро, он стал ведущим инструктором по каратэ в Центральной полицейской академии.
Вероятно, на склоне лет Мотобу начал ощущать нехватку систематического "образования" в каратэ, и в 1936 году принял решение вернуться на Окинаву, чтобы углубить свои познания в кэмпо и, возможно, создать собственную школу. На Окинаве он посетил многие додзё, беседовал с мастерами разных стилей, шлифовал различные ката. Ему удалось разыскать своего бывшего сэмпая и соперника, великого каратиста Ябу Кэнцу. Ябу был уже довольно стар и давно удалился от преподавания каратэ. И все же он нашел в себе силы поделиться своими драгоценными знаниями с Мотобу. Однако их общение оказалось непродолжительным: в 1937 году мастера Ябу не стало.
По некоторым сведениям, в этот период Тёки получил возможность изучить искусство Удун-ди у своего старшего брата Тёю. Рассказывают, что Тёки, будучи абсолютно уверен в своем превосходстве, вызвал брата на поединок и... жестоко поплатился за это. Тёю раз за разом проводил захваты и швырял драчливого брата как тряпичную куклу на жесткий пол зала. После этого Тёки, якобы, и упросил его научить технике Удун-ди. Правда, похоже, если такой эпизод и имел место, то было это гораздо ранее, во времена бойцовской юности Тёки.
Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь выехал в Японию, но вскоре вновь вернулся на родину, где умер в сентябре 1944 года от желудочного заболевания (рак?) в возрасте 73 лет. Легенды окружают и последние дни его жизни. Рассказывают, что он сошел с ума, присвоил себе 11-й дан и объявил себя самым сильным бойцом на планете. Но, похоже, как и многое, что говорилось о Мотобу Тёки, это просто враки. По свидетельству того же Кониси, в последние годы жизни Мотобу стал гораздо спокойнее и рассудительнее и уже не искал возможностей проверить на ком-нибудь крепость своих кулаков. Может быть именно поэтому Кониси Ясухиро ни разу не видел Тёки в реальном бою.
Открытым остается вопрос о наследии мастера. Сам Мотобу никогда не утверждал, что создалт какую-то особую школу каратэ, поэтому большинство историков окинавского кэмпо сходятся на том, что в чистом виде его стиль не сохранился. Однако в "Большом энциклопедическом словаре школ боевых искусств" (Токио, 1969) в статье "Мотобу-ха" указано, что традиции Мотобу Тёки были переданы некоему Мотобу Тёсэю, создавшему школу Мотобу-рю и основавшему додзё "Дайдокан" - "Дом великого Пути". Эта энциклопедия является единственным источником, упоминающим имя Мотобу Тёсэя. Вне всякого сомнения, это родственник великого мастера (об этом говорит не только фамилия - Мотобу, - но и то, что первый иероглиф имени - Тё/Нагай - тот же, что и в именах Тёки, Тёю, Тёсин и других, которые использовали члены рода Мотобу), но кем конкретно он доводится ему (сын? племянник?) - неясно (нужно сказать, что мы практически ничего не знаем о семье Мотобу Тёки, конечно, если таковая у него была). С другой стороны, через "руки" великого бойца прошло немало видных каратистов. В их числе Кониси Ясухиро, основатель Синдо Дзинэн-рю; Титосэ Цуёси, основатель Тито-рю; Кокуба Косэй (Куниба Юкимори), основатель Мотобу-ха Сито-рю; Нагаминэ Сёсин, основатель Мацубаяси-рю (Сёрин-рю); Ямада Тацуо, основатель Нихон-кэмпо; Камисима Санносукэ, основатель Кусин-рю; Охира Такахиро и другие видные каратисты.
1 2 3 4 5 6
: 419 |