Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Неистовый боец Мотобу /
В 1927 году Тёки переехал в Токио, где, как ему казалось, организовать обучение каратэ окажется проще. Однако это многообещающее место было уже занято: в Токио вовсю "трудился" Фунакоси Гитин, знакомый Мотобу еще по Окинаве.
Отношения между Мотобу и Фунакоси сложились самые дурные. Каждый считал, что именно он один достоин представлять окинавское каратэ в Японии, и указывал на недостатки соперника. Фунакоси, эстет и прекрасно образованный человек, ругал Мотобу за отсутствие образования, называл его невежей, не способным осознать подлинную сущность и назначение каратэ.
Со своей стороны, Мотобу именовал Фунакоси "танцором" и "игроком на сямисэне" (сямисэн - японский музыкальный инструмент), ничего не смыслящем в каратэ. По свидетельству Кониси Ясухиро, который начинал заниматься каратэ у Фунакоси, а позже перешел к Мотобу, последний говорил о своем сопернике так: "Фунакоси - это самозванец. Мои учителя Адзато Ясуцунэ и Итосу Ясуцунэ открыли новую уникальную дорогу в тодэ. Этот человек имитирует лишь изящную сторону моих учителей, это всего лишь их скелет. Он показывает неправильное тодэ, которое только похоже на правду. Он ничего не стоит и совершенно бесполезен. Что еще более поразительно, так это его ловкий способ обманывать людей красочными объяснениями. Он надувает все общество. Широкая публика считает, что то, что показывает Фунакоси, и есть настоящее тодэ. Ничего не приносит большего вреда обществу, чем воинские искусства, которые не дают пользы в реальном бою. Позвольте сразиться с ним, раз ему дозволяется открыть собственный клуб тодэ, и я прогоню его на Окинаву."
Помимо различий во взглядах на каратэ, на отношения между Мотобу и Фунакоси влияли и различия в их социальном статусе. Так, современный японский мастер каратэ Фудзивара отмечает, что Мотобу в социальной иерархии занимал место на две ступеньки выше, чем Фунакоси, и потому ни за что не соглашался признавать какое бы то ни было первенство или главенство своего соперника.
Точных сведений, во что вылились эти "разборки" между Мотобу Тёки и Фунакоси, у нас нет, но, похоже, до решительного боя все же не дошло, хотя у них бывали очные встречи. По свидетельству Кониси Ясухиро, когда Мотобу и Фунакоси наконец встретились, они стали обсыждать достоинства и особенности различных приемов, при этом Фунакоси оказался совершенно беспомощным перед ударами Мотобу, который "сносил" его с ног раз за разом. Тот же Кониси рассказывает, что в каратистских кругах Токио ходили слухи, будто бы Мотобу в конце концов вызвал Фунакоси Гитина на поединок и разгромил его наголову. В решающий момент боя он сбил противника подсечкой на пол и мгновенно продолжил атаку ударом кулака, который остановил в нескольких миллиметрах от лица Фунакоси, наглядно продемонстрировав свое абсолютное превосходство. Впрочем, сам Кониси не может поручиться за достоверность этих сведений.
И все же большинство историков каратэ соглашается с тем, что если бы подобный поединок действительно состоялся, победу почти на 100% одержал бы Мотобу. За это говорит очень многое. Так, у Мотобу было колоссальное превосходство в росте и весе - Фунакоси был сухощав и имел рост чуть более 150см. Кроме того, у Фунакоси не было никакого опыта реальных боев.
Тем не менее Фунакоси Гитину все же удалось удержать "лидерство в каратэ" в токийском регионе. Он сумел выработать более стройную систему обучения, ввел систему поясов. Кроме того, у него были очень энергичные и влиятельные друзья, например, основатель дзюдо Кано Дзигоро. Первая книга Фунакоси "Рюкю кэмпо каратэ" содержала предисловия таких видных политических дейтелей, как маркиз Хисамаса, бывший губернатор Окинавы; адмирал Ясиро Рокуро; вице-адмирал Огасавара Тёсей; граф Гото Симпэй и других. У Мотобу таких покровителей не было никогда.
Несмотря на соперничество с Фунакоси и его учениками, в Токио Мотобу Тёки все-таки сумел найти некоторую поддержку. Здесь его ближайшим помощником и учеником стал Кониси Ясухиро, в додзё которого Фунакоси буквально вломился.
Ко времени появления Мотобу в Токио у Кониси уже было собственное додзё каратэ. Он был одним из ведущих учеников Фунакоси, имел высокие даны в кэндо и дзюдо. Поскольку Кониси проявлял интерес к сугубо практическим аспектам боевого искусства и был не прочь померяться силами с представителями разных стилей, его додзё являлось одним из центров притяжения "драчливой элиты" токийских бойцов.
Одним из учеников Кониси в кэндо и каратэ был известный в те дни боксер Хоригути по прозвищу "Поршень". На него-то и напоролся Мотобу, заявившись в зал Кониси. Появление его было в высшей степени экстравагантно: понаблюдав несколько минут за занимавшимися и решив, что Хоригути - самый "крутой", он прямиком подошел к нему и просто попросил: "Ударь меня кулаком!" Интересно, что подумал Хоригути, услышав эту просьбу от пожилого человека, выглядевшего довольно неуклюжим. Как бы там ни было, Хоригути "просьбу уважил", ударил раз, другой, ...но толстяк ловко уклонился от его выпадов. Удивленный Хоригути продолжил атаку несколькими сериями, "выплюнув" их как из пулемета. 1 2 3 4 5 6
: 419 |