Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Каратэ / "Журавлиный предок" окинавского каратэ /
|
Стили "Белого журавля" и "Архата", оказали колоссальное влияние на развитие окинавского каратэ. Это очевидно уже потому, что практически все крупнейшие мастера острова прибегали к данному тексту за советом и знанием. К тому же, как показали исследования американского историка каратэ Патрика Маккарти, опубликовавшего перевод трактата на английском языке, многие ката каратэ, по крайней мере по названиям, связаны с классическими тао стиля "Журавля" и стиля "Архата". Так ката "Сантин", "Сансэйру" и Нисэйси" ("Нидзюсихо") пришли из школы "Белого журавля", а "Сэйсан", "Дзюттэ", "Сэйпай" и "Уэсэйси" ("Годзюсихо") - из школы "Архата". Поэтому, думается, для поклонников каратэ будет небезынтересно поближе познакомиться с этими китайскими стилями, ставшими прародителями их излюбленного боевого искусства.
"Кулак архата" - один из древнейших стилей ушу. Легенды утверждают, что его создателем был сам Бородатый варвар Бодхидхарма, проповедник учения буддийской школы Чань, основатель знаменитого монастыря Шаолинь. Впрочем, так это или нет, неизвестно. Но одно можно сказать наверняка: школа "Лохань-цюань" весьма тесно связана с буддизмом, о чем свидетельствует само ее название, ведь архат - это последователь Будды, достигший последней, четвертой, степени святости на пути к нирване, полностью освободившийся от земных желаний.
В основе "Лохань-цюань" лежат 24 приема защиты и нападения, соединенные в восемнадцать комплексов-комбинаций. Шесть комбинаций этой школы посвящены методам поражения уязвимых точек кулаком, две используют в качестве оружия ладонь, одна - локоть, еще в четырех отрабатываются удары ногами и перемещения, пять комбинаций включают приемы борьбы - захваты и броски. Со временем в лохань-цюань развились еще девять комбинаций, в результате чего общее их число возросло до 27. А еще позже эти комбинации были разделены на две части, и общее число приемов увеличилось до 54. Поскольку же ученики были должны освоить все действия в правостороннем и левостороннем вариантах, всего отрабатывалось 108 (108 в буддизме считается священным числом) комбинаций. Кстати, то же магическое число получается и при другом подсчете: известно, что мастера "Лохань-цюань" владеют методами поражения 36 классических уязвимых точек и 72 приемами циньна - всего 108 приемами.
В школе "Архата" поощряется развитие физической силы, набивание кулаков и укрепление предплечий. Большое внимание уделяется также практике медитативно - энергетических упражнений цигун. Для этого используются различные дыхательные упражнения в стойках, известных в каратэ как сантин-дати и киба-дати.
Фань-инянь разработала особую технику выброса силы в движениях ладонью, которые легли в основу школы. Вдох, согласно ее наставлениям, должен осуществляться через нос, выдох - через рот. Во время выдоха ци поднимается из энергетического центра дантянь в бьющую ладонь. В зависимости от характера движения она бывает темная (иньци) или светлая (янци). Для упорядочивания циркуляции энергии в организме стали широко использоваться крики, отчего школу Фань Цинянь прозвали "Школой голосящего журавля" - "Ухэ-цюань".
Со временем стиль "Белого журавля" разделился на несколько отдельных, мало похожих друг на друга, стилей - "Журавль-предок" ("Цзунхэ-цюань"), "Кричащий журавль" ("Миньхэ-цюань"), "Ночующий журавль" ("Сухэ-цюань"), "Кормящийся журавль" ("Шихэ-цюань"), "Летящий журавль" ("Фэйхэ-цюань") и некоторые другие.
"Журавль-предок" ("Цзунхэ-цюань")
В период правления императора Тунчжи (1862 - 1874) династии Цинь, Фань Шипэй, уроженец уезда Фуцинь провинции Фуцзянь, отправился изучать цюань-фа в монастырь Тяньчжу, что на горе Чашань....
|
"Кричащий журавль" ("Миньхэ-цюань")
Истоки Миньхэ-цюань могут быть прослежены до стиля Белого журавля деревни Юнчунь. Во второй половине правления династии Цинь Линь Шисянь, мастер школы Белый журавль из деревни Юнчунь, переехал в один из крупнейших портов на фуцзяньском побережье г. Фучжоу, где начал преподавать свой стиль....
|
"Ночующий журавль" ("Сухэ-цюань")
Этот журавлиный стиль был создан Линь Чжуаньу, монахом-затворником из уезда Чэньмэнь провинции Фуцзянь. Он в течение 5 лет изучал "Хэ-цюань" у монаха Цзюэ Цина из монастыря Шимэень-сы. ...
|
"Кормящийся журавль" ("Шихэ-цюань")
"Летящий журавль" ("Фэйхэ-цюань")
В середине правления династии Цинь Чжэн Чжи изучил основы цюань-фа Белого журавля у третьего патриарха этой школы Чжэн Ли и создал собственный стиль, известный как стиль Летящего журавля. Позже Чжэн Чжи получил широкую известность как лучший боец уездов Фуцинь и Циньчжоу. ...
|
Истоки гунфу "Белого Журавля"
Глубоко опечаленная отвратительными обстоятельствами смерти ее возлюбленного отца, Фань Цинянь поклялась отомстить. Хотя она была всего лишь провинциальной девушкой из деревни Юнчунь, Фань Цинянь тем не менее была молодой женщиной, обладавшей талантом и сильной волей. Она страстно желала защитить имя своей семьи, но еще не овладела боевыми приемами, которым ее обучал отец. И она все раздумывала, как ей найти энергию и силы, чтобы совладать с такими врагами. ...
|
Испытание Фань
Репутация Фань привлекла многих бойцов, желавших испытать свое умение в бою с этой женщиной. Но ни один из них не добился успеха. Цзэн Цышу был одним из людей, которые осмелились испытать умение Фань. ...
|
Развитие внутренней силы
Понимая физические и метафизические правила жесткого и мягкого, нужно познать, что именно равновесие между ними позволяет одолевать величайшего противника - себя. Жесткость воплощает в себе материальную силу человеческого тела и его свирепость. Мягкость воплощает в себе кротость нрава и податливую упругость перед лицом опасности. Вместе они раскрываются посредством постоянных размышлений и подлинной преданности. ...
|
Принципы движения
Даже когда просто идешь, нужно помнить о необходимости соединения дыхания и движений. Таким образом, если ты подвергнешься нападению, ты не утратишь равновесия. Связь между ногами и телом подобна связи колес с телегой. Чего стоит прочный короб, если у него нет колес, на которых он двигается? Приемы, выполняемые руками, должны поддерживаться ногами для взращивания и устойчивости, и подвижности....
|
Советы на случай поединка
Требуется большая отвага и умение, чтобы встретить врага со спокойным умом. Настоящие мастера создают такой баланс между жизнью и искусством, что их жизнь становиться в такой же степени продуктом искусства, в какой их искусство является продуктом их жизни.
...
|
Мастер Ван раскрывает свои секреты
Существует немало писаний и уроков, которые нельзя упускать, идя неуступчивым путем цюань-фа. Большинство из них вскрываются в течение нескольких первых лет тренировки. Терпение и настойчивость - вот самые большие препятствия для большинства учеников....
|
| |