Спорт айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
Naaagiaaeeaeune

Добавить в закладки

« Переход на главную страницу »
« Единоборства »  
« Разное »  
« Фильмы »  
Фильмы, Единоборства
 
->Учебные Фильмы

 

 

 


Каратэ

Ката Сантин в Годзю-рю каратэдо

"Каратэ школы Годзю-рю начинается и заканчивается ката Сантин" Особое место в практике каратэ Годзю-рю занимает ката Сантин - "Три битвы". Недаром основателю этой школы, одному из лучших мастеров каратэ Окинавы XX в. Мияги Тёдзюну (1888-1953) приписывают слова: "Каратэ школы Годзю-рю начинается и заканчивается ката Сантин". Действительно, все без исключения мастера Годзю-рю заявляли и заявляют о том, что основой методики Мияги было именно это ката. Как зафиксировано в лекциях, которые Мияги читал в Киото в 1936 г., к базовым формальным комплексам (кихон-ката) каратэ "относятся прежде всего Сантин, Тэнсё и Найхантин , целью которых является формирование мощной структуры тела и укрепление боевого духа посредством гармонизации дыхания и силы в правильной позиции". Его последователи утверждают, что мастер не уставал повторять: "Это ката необходимо выполнять по 30 раз в день. Если бы кто-то отрабатывал эту форму всю свою жизнь, то ему не нужно было бы изучать ещё что-либо. В Сантине есть всё". В том направлении каратэ, которое Мияги унаследовал от своего учителя Хигасионны Канрё (1853-1915), новички начинают изучать данный комплекс, как только освоят правильные передвижения в стойках и простейшие технические действия, и продолжают каждодневно совершенствоваться в его исполнении всю жизнь, даже став мастерами. "Что же такого привлекательного и ценного в комплексе, в котором используется только одна-единственная стойка, а количество технических действий не достигает и десятка"? - спросит читатель, не знакомый с Годзю-рю. Ну, что же, постараемся ответить на этот вопрос.

"Три года только Сантина"

Часто можно прочитать, что ученики Мияги Тёдзюна утверждали, что мастер заставлял новичков в течение целых трех лет повторять только упражнения разделов юби-ундо (разминка, основанная на движениях из ката), ходзё-ундо (укрепляющие упражнения с тяжестями), кихон-вадза (базовая техника) и ката Сантин . Это, якобы, должно было укрепить адептов и духовно, и физически. На первый взгляд, ничего особенно странного и подозрительного в этих утверждениях нет - уж очень мы привыкли к рассказам о сверхнагрузках, которым, якобы, подвергали себя мастера прошлого. Ну, а если задуматься? Во-первых, осмелюсь предположить, что изо дня в день по часу или два на протяжении трёх лет повторять одни и те же движения могут, пожалуй, только роботы. Это ж какая сила мотивации должна быть у человека, какая устойчивость психики! Если такое кому-то и под силу, то только взрослым людям, хорошо знающим, что они хотят. Конечно, в принципе, ничего невозможного в этом нет: я сам на протяжении двух лет после каждой тренировки по 4-5 раз повторял ката Сантин и продолжаю повторять его сейчас, хотя и в менее активном режиме, и все же сомнительно, чтобы такая методика была стандартной. Например, возникает вопрос: как же такую методу выдерживали 14-16 летние учащиеся Коммерческого училища г. Наха (Наха сёгё кото гакко), которым преподавал каратэ Мияги? Вряд ли, он и их тренировал в соответствии с "традициями". Другой пример, вызывающий недоумение: Мияги совсем недолго пробыл на Гаваях и в Японии, где преподавал каратэ. Не знаю, как гавайцы, а из японских учеников Мияги вышло немало мастеров, которые знали все 13 ката школы Годзю-рю. Что же, получается, что мастер создал для них "ускоренный курс", нарушил "методу"? Размышляя над этими фактами, я пришел к выводу, что, скорее всего, ката Сантин, при всем его огромном значении, все же не посвящали так много времени, как об этом часто рассказывают. Прямое подтверждение своей догадке я нашёл в интервью, которое взял у Тогути Сэйкити, чьими учителями были Хига Сэйко и Мияги Тёдзюн, представитель организации Сёрэйкан в США Скот Ленци. На вопрос, правда ли в додзё Мияги ученики так долго изучали Сантин, Тогути с улыбкой ответил: "На самом деле нет. Да, Мияги заострял внимание на том, как важно повторять Сантин, и всё". Итак, "три года только Сантина" в начале обучения - всего лишь миф, рожденный людской молвой и желанием преувеличить суровость тренинга Мияги, что-то вроде "…а вдоль дороги мёртвые с косами стоят". К сожалению, подобные мифы мешают нам разобраться, какая же методика на самом деле использовалась окинавскими мастерами, в частности Мияги Тёдзюном, в первой воловине ХХ в.

Версии Хигасионны и Мияги

Занимаясь историей каратэ, убеждаешься, что выяснить, что представляло собой это боевое искусство в XIX в., практически невозможно. Слишком мало у нас имеется материалов, слишком много воды утекло, слишком многое в каратэ изменилось. Точно так же достоверно неизвестно и то, как выглядело ката Сантин первоначально. Ученики Мияги утверждают, что он привнёс много нового в способ выполнения Сантина по сравнению с вариантом, которому учил Хигасионна Канрё. Хигасионна, якобы, выполнял все прямые удары кончиками пальцев (нукитэ), а Мияги, стремясь организовать обучение в соответствие с принципом перехода от простого к сложному и принимая во внимание приверженность окинавцев ударам кулаком в макивару, решил, что будет целесообразнее выполнять Сантин с руками, сжатыми в кулаки. С другой стороны, Кёда Дзюхацу, один из лучших учеников Хигасионны и основатель школы Тоон-рю ("Школа Хигасионны"), утверждал, что его учитель не настаивал на едином способе выполнения ударов и предлагал ученикам на выбор прямые удары кулаком или кончиками пальцев. Впрочем, и Кёда, и Мияги предпочитали сжатые кулаки. Есть неясность и в вопросе, как изначально выглядела сама стойка сантин, которая используется в одноименном ката. Так, если Мияги настаивал на том, что стопы необходимо держать подвёрнутыми внутрь, то Кёда выполнял эту позицию более свободно, со стопами практически параллельно друг другу. Впрочем, от современных мастеров Годзю-рю мне приходилось слышать, что с ростом мастерства позиция может менять свои очертания, стопы постепенно разворачиваются параллельно, и каратист перестает напоминать косолапого мишку. Связано это, прежде всего, с тем, что человек, научившись держать напряжёнными внутренние мышцы бёдер, ягодицы и живот, может позволить себе такую "вольность", поскольку и без сохранения прежней формы позиции максимально "закрывает" все уязвимые зоны своего тела. Другое новшество, которое приписывают Мияги, - введение новой схемы передвижений. В версии Хигасионны каратист делал 3 шага вперёд, затем разворачивался, вновь делал 3 шага вперёд, опять разворачивался и заканчивал комплекс. Получалось, что в ката представлены только шаги вперед и совсем нет шагов назад. В варианте ката Сантин Мияги делают 3 шага вперёд и столько же в обратном направлении. Варианты Хигасионны и Мияги (в настоящее время в некоторых ветвях Годзю-рю, сохраняющих оба варианта, версию Мияги именуют "Сантин-дай-ити" - "Сантин № 1" - или просто "Сантин", а версию Хигасионны - "Сантин-дай-ни" - "Сантин № 2") отличаются также началом. В варианте Хигасионны каратист после поклона принимает стойку хэйко-дати (стопы параллельно на ширине плеч), руки перед собой и сжаты в кулаки, а в варианте Мияги ката начинается с принятия стандартной для окинавского Годзю-рю позиции Ёй - ладони раскрыты и располагаются одна на другой перед пахом, ноги находятся в положении мусуби-дати (пятки вместе, носки врозь). Примечательно, что все ката окинавского Годзю-рю начинаются с первого положения, тогда как "японцы" (т.е. представители японской ветви школы) предпочитают вариант Хигаонны. Как рассказал мне английский мастер Боб Ганибал, Мияги Тёдзюн первоначально преподавал вариант Хигасионна, но перед второй мировой войной, якобы, решил ввести более "агрессивный" вариант со сжатыми кулаками. Поэтому-то ученики Мияги, занимавшиеся у него в разное время, и передают разные варианты ката Сантин. Наконец, варианты Хигасионны и Мияги отличаются постановкой дыхания. Как утверждает один из ведущих мастеров Годзю-рю современности Хигаонна Морио, Хигасионна Канрё рекомендовал использовать в этом ката достаточно резкие вдохи и выдохи, тогда как его ученик Мияги, акцентируя оздоровительный аспект тренинга, настаивал на том, что дышать нужно несколько мягче и медленнее. От исследователя истории каратэ Джо Свифта, я узнал, что ходили слухи, будто Мияги страдал астмой и потому не мог дышать так резко, как Хигасионна. Сам я думаю, что это только домысел, но он позволяет нам взглянуть на данный аспект

Проверку Сантин проводит Хития Ёсио. Ката выполняет Тору Кадэкару

В Сантине есть всё!

Я уже приводил слова Мияги Тёдзюна: "В Сантине есть всё". А что, собственно, есть это "все"? Давайте попробуем разобраться, что дает нам практика ката Сантин.

Действие Подразумеваемый эффект
1 Готовимся выполнять ката, выпрямляем спину. Тренируем устойчивость и равновесие. Даже мельчайших колебаний тела быть не должно.
2 Становимся таким образом, чтобы колени были направлены навстречу друг другу, а стопа передней ноги повернута чуть внутрь, под углом 15-20° по отношению к линии атаки. Напрягаем внутренние мышцы бедра и ягодичные мышцы, чтобы закрыть гениталии от возможных атак ногами (ноги согнуты в коленях, но расстояние между ними остаётся таким, чтобы было удобно стоять). Даже развернувшись в "фас", то есть так, как и выполняется ката, мы имеем возможность "собрать" своё тело так, что при ударе снизу нога противника не достанет до нашего паха. Мне доводилось слышать о том, будто мастера каратэ прошлого умели "втягивать в себя" яички. Я в это не верю. Думаю, что на самом деле таз просто-напросто подворачивается вперёд, при этом внутренние "механизмы" подтягивают яички вверх, но не более чем на 3-4 см. Вместе с "подобранным" тазом это составляет довольно значительное расстояние. Кроме того, бьющую ногу противника встречают внутренние мышцы бедер, и не дают ей пройти вверх, к цели. В мае 1994 г. на семинаре в Москве мастер Хигаонна Морио, 9-й дан, проводил проверку эффективности исполнения ката Сантин на своём английском ученике Джордже Эндрюсе. Присутствовавшие там спецназовцы, видя мощные удары ногой в область паха, восхищённо восклицали: "Во, блин, удар держит"! Они не понимали, что гениталий Джорджа нога Хигаонны не достигает. Кроме того, разворот коленей вовнутрь позволяет убрать из-под ударов нервы, которые проходят по боковым сторонам бедер. Это даёт определённое преимущество в ближнем бою: можно принимать и выдерживать удары по бёдрам (лоу-кик или гэдан-маваси-гэри).
3 Пытаемся держать позвоночник абсолютно (!) ровно. Выравнивание позвоночника требует особого внимания. Полезно встать спиной почти вплотную к столбу или к какому-нибудь углу и, манипулируя мышцами пресса, ног и ягодиц, попытаться выстроить вертикаль позвоночника параллельно стене. Выполнить эту задачу без ряда действий, которые описаны ниже, невозможно. По канонам Годзю-рю, равно как и по канонам дзэнской медитации, для того, чтобы энергия ки свободно двигалась по каналам тела, необходимо, чтобы участок, по которому она движется, был прямым. В выпрямлении позвоночника я вижу ещё одну задачу: для нанесения мощных ударов требуется, чтобы широчайшие мышцы спины, участвующие во вращательных движениях, были слегка напряжены, а для повышения КПД вращательного движения необходимо, чтобы позвоночник был абсолютно прямым, а мышцы спины напрягались так же активно, как и мышцы пресса и боковые (косые) мышцы туловища.
4 Формируем "бочонкообразный" живот. Это необходимо для того, чтобы можно было безболезненно принимать на себя удары руками и ногами. Так, боец, практикующий Годзю-рю, может принимать довольно сильные "воздействия" на область почек как прямо со спины, так и сбоку.
5 Учимся в момент выдоха подтягивать живот именно таким образом, чтобы сохранялась "бочонкообразная форма" и вертикаль позвоночника.
6 Учимся переносить ударные воздействия на отдельные участки тела (одни из них переносят удары без особого вреда, другие требуют долгой и осторожной подготовки, чтобы противостоять атакам противника, а третьи вообще невозможно подготовить к приему ударов).
7 Учимся держать голову ровно. При атаках спереди подбородок должен быть "притоплен", немного прижат к шее. Хотя голова и стоит жёстко, гибкость шеи сохраняется.
8 Учимся нескольким типам дыхания. Проработка ката Сантин позволяет научиться сочетать дыхание с движениями, хотя боевое дыхание отличается от дыхания, используемого при исполнении Сантин-ката: в столкновении нужно дышать тихо, чтобы противник не смог понять ваш ритм дыхания.
9 Тренируем выносливость. Мышечное напряжение и жёсткое дыхание позволяют укрепить легкие и повысить выносливость мышц.
10 Шаг при отработке Сантин-ката выполняется таким образом, чтобы стопа двигалась по дуге и проходила путь около ? овала (у мастеров этот путь значительно сокращается). При правильном напряжении ног и ягодиц человек, выполняющий ката, будет двигаться точно вперёд. Новички обычно неправильно переносят вес тела с ноги на ногу, и центр тяжести у них движется прямо над той стопой, которая перемещается. Таким образом, тело "заносит" и оно зачастую разворачивается чуть боком, чего делать нельзя, корпус должн быть постоянно развёрнут "в фас".
11 Стопа ноги при шаге движется, опираясь на внутреннее ребро стопы с высоко приподнятыми пальцами. Эффект прост: чтобы сохранять напряжение мышц тела и особенно ягодиц и живота, необходимо плотно прижимать стопу к полу. Боевой эффект также очевиден: в любых перемещениях, будь то выпады или скольжения, присущие Годзю-рю, пальцы босой ноги намного лучше защищены от травм при столкновении с неровностями поверхности. В условиях спортзалов или ситуациях боя на современных улицах, это, однако, не имеет такого значения, как в старину.

Много этого или мало? По-моему, вполне достаточно для того, чтобы Сантину следовало уделять самое пристальное внимание в изучении каратэ.

Симэ Ката Сантин может выполняться также с проверкой "симэ" - "сжатия", "напряжения" мышц, позволяющего выдерживать удары противника. Эта проверка осуществляется следующим образом: один человек выполняет ката, а ассистент пытается ему "противостоять". Сначала он проверяет верность расположения стоп, уровень согнутых колен, устойчивость и правильность напряжения мышц ног. Затем начинает хлопать исполнителя по плечам (проверяет, вертикально ли расположен позвоночник) и препятствовать движениям рук. Но самое интересное для зрителей - удары чуть ли не во все области, кроме головы. Используются удары ногами по бёдрам, кулаком в живот, локтями в область почек. Для проверки правильности постановки ног проверяющий (обычно это наставник) пытается попасть ногой в пах! Если колени достаточно сведены, ничего страшного с учеником не случится. Надо отметить, что расстояние между коленями достаточно для того, чтобы прошла бьющая нога. Секрет в том, что ногу противника задерживают мышцы внутренних поверхностей бёдер.

Надо сказать, что назначение проверки симэ отнюдь не в демонстрации возможностей принимать сильные удары, хотя для простодушных зрителей, ничего не понимающих в боевых искусствах, она является одним из наиболее зрелищных моментов в показательных выступлениях. На деле, учитель должен помочь ученику освоить главные принципы Годзю-рю. Приведем порядок проведения проверки симэ, поскольку он имеет столь же большое значение, как и сама техника выполнения ката.

  1. После поклона каратистов друг другу проверяющий (условно "сэнсэй") заходит сзади и, прежде всего, проверяет, прижаты ли внутренние рёбра ступней к полу, а потом делает то же самое с внешними рёбрами.
  2. Взяв ученика за щиколотки, "сэнсэй" помогает ему "укоренить" стопы, закрепить позицию, почувствовать силу своих ног.
  3. "Сэнсэй" подходит к ученику спереди и проверяет, правильно ли согнуто колено передней ноги. Затем, чтобы проконтролировать напряжение ног, ставит свою стопу перед стопой исполнителя и медленно и аккуратно надавливает своим коленом на его колено. Если мышцы ног напряжены достаточно, нога не поддастся.
  4. "Сэнсэй" заходит сзади и наносит два-три шлепка подряд по бёдрам ученика для того, чтобы проверить, напряжены ли их мышцы.
  5. Точно так же наносятся шлепки по верхней части ягодичных мышц.
  6. "Сэнсэй" наносит (для начала медленно!) удар ногой промеж ног ученика. Стопа должна идти прямо снизу, поскольку при ином выполнении приёма гениталии будут задеты в любом случае.
  7. "Сэнсэй" несильно тыкает кончиками пальцев в нижнюю часть живота (тандэн) и давит ими некоторое время, дабы удостовериться, что напряжение мышц живота не спадает.
  8. "Сэнсэй" проверяет, выпрямлен ли позвоночник исполнителя ката. Для этого он скользит рукой от затылка до копчика. "Впадин" быть не должно.
  9. Затем "сэнсэй" кладет руки на плечи ученику, чтобы тот приготовился выдержать некоторое напряжение, и хлопает по ним сверху. В этот момент испытуемый должен максимально напрячься. Руки "испытателя" при хлопке движутся прямо вниз, таз опускается, чтобы ученик почувствовал, прежде всего, давление, а не удар.
  10. "Сэнсэй" ещё раз проверяет, выровнен ли позвоночник.
  11. Когда ученик выводит руки в удар, "сэнсэй" подставляет (с самого начала движения) ладонь прямо напротив кулака и оказывает сопротивление, но не слишком сильно. Ученик должен сохранять равновесие и не проваливаться, если неожиданно убрать препятствие. Вторая рука наставника при этом придерживает другую руку испытуемого.
  12. "Сэнсэй" оказывает сопротивление рукам исполнителя, когда тот возвращает их в позицию тюдан-сантин-камаэ.
  13. Когда исполнитель переходит к выполнению моротэ-осаэ-укэ (давящего блока двумя руками), "сэнсэй" проделывает то же самое. При этом его сопротивление направлено не навстречу кончикам пальцев, а к рёбрам и основаниям ладоней. Иными словами, в конечном положении, когда ладони ученика направлены вниз, сопротивление идёт вверх, сбоку, и изнутри (во время трех разных повторов блока).
  14. Точно так же "сэнсэй" оказывает сопротивление и при исполнении на торагути (блок/удар "пасть тигра") или маваси-укэ ("круговой блок").
  15. "Сэнсэй" должен следить за покраснением кожи испытуемого. При этом не должно быть значительного покраснения кожи лица, а удары не должны вызывать видимого эффекта. "Испытатель" должен также следить за тем, чтобы дыхание исполнителя было скоординировано с движениями.
  16. "Сэнсэй" должен дать "продышаться" ученику и проконтролировать его состояние.
Рекомендовать практиковать Сантин занимающимся каратэ мне, конечно, хотелось бы, но, к сожалению, даже среди людей, именующих себя специалистами Годзю-рю, очень мало тех, кто мог бы показать и объяснить правильное исполнение этого ката.

Автор:: [ Долгачев Павел ]

Айкидо \ Дзюдо \ Каратэ \ Кикбоксинг \ Рукопашный бой \ Боевое самбо \ Бокс \ Самооборона

© Боевые искусства
Hosted by uCoz