Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Сюжеты хоримоно /
18. Сантай-буцу (три божества). Фудо с бодхисатвами Конгара и Сэйтака. Эту троицу гравировал Киути из Этидзэн. Кузнецы Наотанэ и Курихара Нобухидэ изображали бодхисатв без Фудо.
19. Бисямонтэн. Популярное в конце периода Камакура буддистское божество, вновь вошедшее в моду в период Момояма. Встречается в работах синто мастеров Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу, Тайкэн Наотанэ.
20. Мариситэн. Буддистское божество, изображения которого гравировали Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу и другие.
21. Дайкокутэн. До периода Момояма считался богом войны. Встречается в работах синто кузнецов Котэцу, Кунихиро и Тадахиро-первого.
22. Хотэй. Бог счастья с толстым животом и мешком, полным добра. Изредка встречается в работах Хорикава Кунихиро и Тадахиро-первого.
23. Тототэн-дзин. Обожествлённый политик и учёный Сугавара Митидзанэ. Отсутствует на кото, на синто имеется только один раз у Котэцу, на синсинто более часто.
24. Кандзан и Дзиттоку. Два святых отшельника, их изображения редки.
25. Мацугуидзуру (журавль-сосноед). Сюжет использовали Юкихира из Бунго и Сигэёси.
26. Хорайдзан. Волшебный остров, сюжет использовал кузнец Котэцу.
27. Бамбук.
28. Слива.
29. Сотикубай. Слива, бамбук и сосна, символы благоденствия.
30. Камихотокэ (боги и будды). Иероглифические надписи на клинках, обозначающие имена богов. Надпись 'Хатиман-дайбосацу' (Великий бодхисаттва Хатиман) появилась впервые в конце периода Камакура у кузнеца Нагамицу. Её часто использовали кузнецы из Осафунэ, встречается в работах периода Намбокутё в провинции Бидзэн и в годы Оэй (1394-1428гг) в Бидзэн. В синто редка. Надписи 'Аматэра-кадай-дзингу' (Великие храмы в Исэ) и 'Касуга-даймёдзин' (Великое милостивое божество Касуга) появились в конце периода Муромати, чаще всего в работах традиции Бидзэн. В конце этого периода стали изредка гравировать 'Наму амидабуцу' (Приветствую будду Амида) и 'Наму мёхорэнгэкё' (Воспеваю 'Сутру Лотоса').
31. Девизы и прочее. В конце периода Эдо вошло в моду гравировать тексты стихов на клинках. Например, строка 'Ямато-кокоро-о:' (Да возвысится дух Японии) из стихотворения поэта Мотоори Норинага на клинке кузнеца Нобухидэ и даже первая строка государственного гимна 'Кими-га ё:' (Века государя:) на клинке Наотанэ. А также призывы к воинам проявить доблесть на поле боя, пожелания спокойного мира дому, китайские астрологические иероглифы и многое другое, например 'Ун ва тэн ни ари' (Судьба зависит от небес) или 'Нет ничего определённого на земле, судьба решается на небесах'. Наконец, есть мрачные тексты типа 'О, как я счастлив! Никто не думает обо мне, как о человеке, и я не думаю ни о ком, как о человеке'.
32. Поэтические символы. Изображения карпа, борющегося с течением, опавшие цветы, плывущие по воде, дракон, обвившийся вокруг сливового дерева - распространённые сюжеты периоды Эдо. 1 2
: 698 В тему:
Религиозные воззрения самураев (Часть VI)
Меч, наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриваться синтоистами как "тело" или "облик" бога (синтай), который помещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто - хонся. Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись...
|
Военное снаряжение
Начиная с эпохи Камакура, именно искусство изготовления доспехов и вооружения начало очень быстро развиваться, поскольку власть перешла в руки сословия самураев, которые придавали большое значение военному снаряжению.
...
|
Изготовление и культ оружия
Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при которой производился ряд сложных действий религиозного характера. Они должны были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла....
|
Hошение меча ниндзя-то
В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы.
...
|
Окраска ниндзя-то
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.
...
|
Дамасск и булат
Во все времена исход сражений решали не только мужество воинов и мудрость полководцев, но и качество оружия. На протяжении веков основным материалом для него была сталь, над которой колдовали лучшие
мастера. И в наши дни старинные секреты изготовления боевой стали продолжают привлекать внимание историков, специалистов и любителей оружия....
|
Хроники меча Тайа
Безупречный воин пользуется мечом, но не убивает других. Он использует меч, чтобы возвращать другим жизнь. Когда нужно убить, он убивает...
|
Двенадцать приёмов хапкидо
Хапкидо - это корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ен Соль (1904-1987). С детства он изучал "тхэккён", старинное боевое искусство корейцев, суть которого в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника. ...
|
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами....
|
Иай-дзюцу (искусство [обнажения меча] в положении сидя)
ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом....
|
Тайся-рю
Основателем школы был Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. ...
|
Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным. Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов....
|
Рукоять меча и ножа
Если не брать во внимание старинный стиль кэнукигата (в форме щипчиков для выщипывания бровей, плоская железная рукоять с оригинальной продольной щелью), стиль томо-цука (опиленный в форму рукояти хвостовик) и торжественный подарочный стиль с применением гравированной слоновой кости, то подавляющее число японских мечей имеют рукояти из склеенных деревянных половинок...
|
Мэйто
Прекрасные во всех отношениях мечи известны в Японии под именем мэйто (меч с именем), но не следует думать, что только отсутствие подписи на хвостовике меча препятствует мечу считаться мэйто. Есть более важные соображения. Оцененный как мэйто. Меч должен иметь хорошую форму....
|
| |