|
« Единоборства » |
|
| |
|
« Разное » |
|
|
|
|
« Фильмы » |
|
|
|
| |
-
История Каратэ . Каратэдо
Это современное значение слова каратэ. Раньше оно писалось как "кара (китайская) "тэ" рука", т. е. "искусство китайской руки". Замену иероглифа кара (китайская) на кара (пустая) произвел Фунакоси Гитин в 1936 г.. Каратэ (или, точнее, каратэдо) - это искусство рукопашного боя с использованием ног), развивавшееся в течение столетий. Оно зародилось в шестнадцатом веке, когда китайцы захватили острова Окинава, входящие в островную гряду Рюкю, и запретили местным жителям носить и держать у себя оружие; такое же самое запрещение было объявлено и позже, при японской оккупа- ции. Окинавский стиль боя брал пример схожих китайских техник, которые происходят от стилей, практиковавшихся буддийскими мона- хами в храме Шаолинь. Предназначался он для самозащиты от разбойников и чужеземных солдат. В те времена крестьяне тренировались тайно и понемногу изобретали различные приемы, позволявшие им эффективно противостоять нападению. Многовековые контакты с китайцами позволили жителям Окинавы кое-что узнать о правилах и техниках китайского бокса (цюань-фа), известного в Японии как кэмпо, Это также была система боя с использованием ударов ногами и руками и практически без вхождения в тесный контакт с противником. Она была очень эффективной, когда требовалось быстро "отключить" противника, а именно это и требовалось в те времена от боевого искусства; эстетические и моральные соображения мало кого интересовали. Нынешние приверженцы рукопашного боя "в полный контакт" (фулл-контакт) ссылаются на жесткие и резкие методы раннего каратэ, чтобы оправдать свой собственный жесткий подход к поединку. Но не следует забывать, что в те давние годы боевые техники предназначались для реального боя; они едва ли подходят для мирного времени, Существовало несколько стилей раннего каратэ, получивших названия в честь мест, где они практиковались: сюри-тэ, наха-тэ, то-мари-тэ и др.
Фунакоси Гитин
Затем появился Фунакоси Гитин (1869 -1957), учитель каратэ, который взялся объединить различные окинава-тэ (так собирательно назывались окинавские стили) и распространить их по всей Японии как одну из форм будо. С этой целью он устраивал турне по главным городам Японии, в ходе которых демонстрировал технику каратэ (особенно знамениты турне 1917 и 1922 гг.), Японской молодежи это новое окинава-тэ пришлось по душе; в нем увидели метод достижения неуязвимости или, во всяком случае, некоего высшего психического состояния. Такие возможности представляли благодатную почву для роста ультранационалистических настроений, которые поощрялись теми, кто планировал будущее Японии. Тренировки и состязания, которые проводили в додзе, носили очень суровый характер. Удары действительно наносились, а не "обозначались". Участники поединков не надевали никаких средств защиты. Но затем сын Фунакоси Гитина, Фунакоси Йоситака, разработал на основе смертоносного кинава-тэ спортивный стиль, который он назвал каратэ-до и четко отделил от каратэ. Суффикс "-до" подчеркивал, что этот новый метод не предназначался для бойцов, но должен был служить физическому и духовному развитию человека. Йоситака придал техникам окинава-тэ, им- портированным в Японию его отцом, больше мягкости; удары не наносились в полную силу. Он кодифицировал все приемы по той же схеме, которая раньше была применена в дзюдо, Таким образом каратэ стало дисциплиной, аналогичной дзюдо, но сохранило свои характерные черты - использование ног и рук для нанесения ударов (атэми) по уязвимым точкам (кюсе) противника и отказ от техник захвата и броска, типичных для дзюдо и дзю-дзюцу, Фунакоси Йоситака был подлинным "отцом" современного каратэ. После военного поражения Японии в 1945 г, американские оккупационные власти запретили все японские боевые виды спорта, за исключением каратэ, которое они считали всего лишь разновидностью китайской гимнастики. Но, по мнению ряда авторов, дело было в том, что американские солдаты очень хотели изучить кое-какие техники каратэ, чтобы улучшить свое мастерство рукопашного боя. Каратэ становилось все более популярным, постепенно завоевав США, Канаду, Австралию, Европу и многие другие страны. Сегодня во многих странах работают инструкторы не только из Японии, но и из местных жителей. В Европе следует отметить Анри Пле, имевшего годан (пятый ранг черного пояса). Он принес искусство каратэ во Францию. Ученики из Великобритании и других европейских стран приезжали, чтобы поучиться у него и у японских инструкторов, которых он время от времени привозил во Францию. Среди этих учеников был Том Моррис из Глазго, пропагандировавший стиль сюкокай. В конце 19бО-х и начале 1970-х различные стили каратэ расцвели и в Великобритании. Тацуо Судзуки руководил преподаванием вадо-рю, Хирокасу Канадзава - стиля сетокан, Стив Арнейл - стиля кекусинкай, а Стив Моррис - стиля годзю- рю, Позже появились и другие стили, но эти так и остались "большой четверкой". С 1974 г. феномен Брюса Ли начал будоражить умы западных любителей кино. Ли демонстрировал в своих фильмах потрясающую технику ударов ногами и кулаками, Некоторые комментаторы боевых искусств считают, что именно он способствовал стремительному росту популярности фулл-контакта. Европейцы и американцы хотели видеть настоящий бой,и фулл-контакт давал им то, что им было нужно. Но каратэ-до остается искусством и спортом, девиз которого: "Не наноси удара первым!" Таким образом, это оборонительное, "миролюбивое" боевое искусство. Его главные принципы таковы:
-
1. Мощные удары, требующие хорошо развитой мускулатуры.
-
2. Концентрация силы, максимально увеличивающая эффективность удара.
-
3. Использование силы противодействия для повышения проникающей или пробивающей мощи удара
-
4. Управление дыханием (кокю) и развитие низко расположенного, устойчивого центра тяжести Хара).
-
5. Быстрота движений и точный расчет времени для атаки.
Мастера каратэ, не желая отставать от других школ будо, до- бавили к своим тренировкам методы духовного совершенствования и управления умом (мидзу-но кокоро), а также развития панорамного, глобального видения окружающей ситуации цуки-но кокоро. Таким образом, практическое физическое развитие происходит параллельно развитию психики, что приводит к более широкому восприятию, как самого себя, так и мира в целом. Для хорошего овладения техникой требуется длительная и подчас суровая тренировка. Вскоре после появления стиля Фунакоси сетокан родились и другие школы каратэ, которые делали упорна различные аспекты техники и модифицировали ее по-своему. Кроме уже упомянутых, можно назвать такие стили, как ситорю и санкукай. Первый Чемпионат Мира по каратэ-до состоялся в Токио в октябре 1970 г.; на нем делегаты тридцати трех стран создали международную федерацию каратэ (WUKO - Всемирный Союз Организаций Каратэ). Второй чемпионат мира состоялся в Париже в 1972 г. Японцы заняли все призовые места, а один из лучших европейских каратэистов Доминик Валера (Франция) стал третьим в индивидуальном зачете, вместе со своим соотечественником Совеном. Последующие чемпионаты мира проводились под эгидой WUKO и принесли ему полное признание: в США (1975), Токио (1977), Мадриде (1980), Тайбэе (1982), Маастрихте (1984), Сиднее (1986). На чемпионатах действуют весовые категории, как и в дзюдо. С 1981 г. проводятся женские чемпионаты. С 1980 г. проводятся чемпионаты по фулл-контакту, в которых существует дополнительная весовая категория - супертяжеловесы. У каратэистов (каратэ-ка) существуют такие же ранги (кю и даны), как и у дзюдоистов (дзюдо-ка). Их тренировочная униформа называется каратэ-ги, По некоторым оценкам, в мире насчитывается около 15 миллионов каратэ-ка.
История Каратэ . Каратэдо
Айкидо \ Дзюдо \ Каратэ \ Кикбоксинг \ Рукопашный бой \ Боевое самбо \ Бокс \ Самооборона
|
|