Спорт айкидо, дзюдо, каратэ, самбо, бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, самооборона, уличная драка, самооборона
Учебные фильмы, видео по боевым искусствам, самообороне и боксу
СТАТЬИ
Фильмы, Единоборства
Главная
Антропометрия
Биология
Врачебный контроль
Книги
Мотивация
Оборудование
Питание
Практические советы
Ретро-Пресс
Статьи
Тренинг
Упражнения
Фармакология

Русский кулак, или как бились наши предки


Автор: Александр Белов
Источник: СЖР, 1990-1991 гг

Поговорим еще об одной стороне кулачного боя - технике ударов... ногами. Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было неоднозначным. Так, прославленные казанские суконщики - непревзойденные мастера стеношного боя, считали их "грязной" техникой. Не допускали подобные удары и рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного боя. Давайте представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои проводились преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды бойцов. Все они - в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и удерживает удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа). Основной тактический прием - удержание стенки строя, что достигается плотным прижатием к плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как инструментария боя. Во-первых - скользко. Во-вторых - тесно. В-третьих - трудоемко - большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т. д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали еще бои "сам на себя" и "сцеплялка-свалка". И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон Сигизмунд фон Герберштейн в "Записках о Московских делах": "Начинают они борьбу кулаками, а вскоре... с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям..." Другой заморский гость два века спустя, то есть в восемнадцатом столетии написал: "Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено".
Традиция использования ног в бою обнаруживает не только многообразие ударов, но и целые школы, практика которых характеризует крупнейшие центры кулачного дела в России. Так, москвичи особо использовали разные виды подсечек - хлестких ударов ногой с оттянутым носком. Удары эти известны по борьбе, как особая группа элементов, но мало кто знает, что выполняются они не только по ногам противника, но также в корпус, плечи и даже в голову! Вероятно, отсюда известная поговорка: "Москва бьет с носка". Новгородцы особо почитали удары с подкруткой, называемые "оплетами". Эта их страсть отразилась даже в устном народном творчестве, например, в былине о Василии Буслаеве: "А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел". Или вот еще один очень любопытный пример, я бы даже сказал, психологический набросок: "Пнул ногой двери железные, поломал засовы крепкие" (Вольга-богатырь).
Удивительно здесь то, что воин обвешан оружием, что называется, "с ног до головы". И вот перед ним "железные двери" с тяжелой оковкой. Казалось бы, без топора или булавы не обойтись. Но ему это и на ум не приходит, и, как видим, неспроста: он просто "пнул" ногой - и дело сделано. В это самое понятие "пнул" в русском кулачном бою вкладывается целый метод, при котором боец усиливает удар, проваливая в него корпус. Удар развивается прямолинейно, имеет большую силу и рассчитан на то, чтобы сбить противника с ног, поскольку лежащий на земле признается проигравшим. Удары русского кулачного боя, наносимые ногами, по своей механике очень напоминают плясовую или камаринскую, как ее называли раньше. В плясе отражается не только движение самого удара, но и тактическое взаимодействие разных приемов, перемещения, реальные уклоны (свиля) и даже отдельные сценки боя. Все это становится узнаваемым для тех, кто хоть раз видел воочию русский кулачный бой.
"Бык" - объемный, глубокий удар. Выполняется из предварительного маха ноги вперед, при котором колено должно подтянуться к плечу. Цель - сформировать необходимую, высокую горизонтальную плоскость развития удара. Наносится всей ступней в грудь противнику, с проваливанием собственного веса, что значительно усиливает воздействие на атакуемую поверхность (рис.).

"Оплет" - так же, как и предыдущий удар, имеет довольно много модификаций. Мы остановимся на базисной форме. Рис. 2. Выполняется согнутой ногой сбоку при скручивающем движении коленом внутрь. По форме напоминает пощечину, только проводимую не рукой, а ногой. Наносится ступней по плечам или в голову противнику.
"Подсад" - в этом ударе бедро и голень не разгибаются. Нога, что называется, закрепощена, выводится в удар согнутой примерно под прямым углом. Удар выполняется снизу по наклоненному противнику. В бою, захватив ворот тулупа, противника подтягивали на себя, заставляя его чуть податься корпусом вперед. В этот момент и наносился удар. Защищенное плотной, зимней одеждой тело прекрасно "держит" подобные удары. Тулуп вообще в кулачном деле вещь незаменимая. Как это ни странно звучит, но он во многом позволяет кровавую бойню перевести в разряд доброй состязательной утехи. (рис.)

Русский кулачный бой - система самобытная, во многом не имеющая аналогов. И овладеть ею не так просто. Мастерство ведь в любом деле - результат постоянной многолетней практики. Кроме того, в кулачном бою весьма характерна, очень специфичная стилистика Движения. Техника ударов и защитных элементов как бы нанизывается на движение, которое задает определенную ритмическую и пластическую схему. Согласитесь, описать пляс не так-то просто. Еще сложнее его правильно выполнить на слух.
Пластика ушу здесь не может служить адекватным примером. А уж о рывковых, концентрированных формах движения каратэ и говорить не приходится. Недаром считается: лучше один раз увидеть... Однако это вовсе не означает, что затея освоить кулачный бой или, еще шире, славянские боевые искусства - совершенно безнадежная.
Характерный "пляс" кулачного бойца, практикующего бой "сам на сам", - это не столько отголосок древнего ритуала, сколько действо сугубо функциональное. Приплясывание, притопывание ногами, "поведение" плечами есть, по сути, обеспечение постоянной расслабленности тела перед планируемой атакой или в подготовке отражения атаки противника. Эти действия, включая аэробные физиологические процессы, обеспечивают быстроту реакции, устойчивость к стрессам, широкую амплитуду движений, более четкую их координацию. Во всех тех случаях, когда стройные линии (стенка) отсутствуют, главное требование к стойке бойца - стоять не твердо, а устойчиво. Устойчивость же достигается благодаря балансированию, где задействованы голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, поперечно-поясной сгиб, поясница, плечевой пояс и шейный сгиб. В защите устойчивость позволяет, удерживаясь на ногах, пропустить мимо себя, "провалить" направленный в вас удар. Атака же легко может строиться на смещении тела в сторону, вперед или под ноги противнику.
Приплясывание или притопывание, если уж быть абсолютно точным в определениях, дает возможность бойцу не только сохранять подвижность, но и атаковать, преобразуя ритм пляса в ритм удара. И еще одно - мышцы бойца не должны быть сокращены. Сокращение должно длиться лишь долю секунды и приходиться на пик удара или на критическую точку защиты.
В механике движения бойца просматриваются три самостоятельные, но связанные между собой оси движения. Тело словно сочленено из трех полей двигательной активности: колени, поперечно-поясной сгиб и плечи.
Теперь давайте попробуем. Расслабившись в пояснице, стряхнув напряжение с рук и ног, опустив плечи, начнем с легким притопыванием включаться в движение. Подвижности ног отвечает движение плеч. Все мышцы тела расслаблены. Не прерывая движения, резко, рывком выполняем попеременно "отрыв" плеча назад справа и слева. Каждый такой рывок изменяет положение плоскости груди к предполагаемому фронту атаки.

Далее, не прекращая пляса, так же резко, рывком посылаем вниз, как бы под себя, то правое, то левое плечо. Соответственно корпус склоняется в неглубоком поклоне, слегка скручиваясь вперед.
Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем - отбрасывание корпуса в сторону. Представьте себе, что вы во время качки находитесь на палубе корабля. Колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, удерживаем себя от падения. Плечи при этом выполняют балансирующий реверс, то есть отклоняются в сторону, обратную движению тела.
Обязательное правило и для этого случая, и вообще для передвижения по площадке - вес тела полностью опускать на обе ноги только тогда, когда ваши стопы расставлены на ширину нормального для вас шага, не уже и не шире.


Ссылки:

http://ladomir1.narod.ru/knigi.html - Книги по Славяно-горицкой борьбе
http://www.radogora.ru - Радогора: Славяно-горицкая борьба
http://www.pagan.ru - Дом Сварога: языческий портал
http://rus.irtel.ru - сайт Александра Белова (Селидора): Русское Воинское
      Сословие - Корпус Варваров - Национальный Клуб СГБ


<<< Назад
[1]  [2]  [3] 
 



<<< Во времена "качалок"...

Статьи

"Зверь" из Гонконга >>>

ГлавнаяАнтропометрияБиологияВрачебный контрольКнигиМотивацияОборудованиеПитаниеПрактические советыРетро-ПрессСтатьиТренингУпражненияФармакология
© Боевые искусства
Hosted by uCoz